+7 (499) 653-64-87 БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Ходатайство об изъятии земельного участка

Изъятие земельной собственности – это одна из правовых категорий, которая регулируется Земельным кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми базами. Но оговаривается, что участок может быть изъят только лишь для государственных или муниципальных изысканий.

Вместе с апрельскими поправками 2015 года, Земельный кодекс обзавёлся целой главой 7.1, которая регулирует процедуру изъятия земельных участков и закрепляет правила оформления прошения.

Ходатайство об изъятии земли

Исходя из законодательных норм, изъятие земель под государственные или муниципальные нужды происходит:

  • на основе распорядительного акта;
  • путем составления и подачи ходатайства.

Распорядительный акт органа государственной власти не представляет сложности. Во втором случае речь идет о письменном документе. Ходатайство оформляется согласно форме, предусмотренной законодательством РФ.

Содержание ходатайства на изъятие надела:

  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • сведения об отчуждаемом земельном участке в пользу государства;
  • перечень оснований для изъятия с указанием конкретных целей.

Заявление может включать изъятие одного, двух и более наделов, если того требуют нужды государства. Документ рассматривается компетентными органами, после чего выносится решение об изъятии или об отказе в прошении.

Кто обладает правом подачи?

Ходатайство – это документ об отчуждении земельной территории с целью удовлетворения требований государственных и муниципальных нужд. Учитывая статьи закона, можно отметить, что ходатайство подается лишь уполномоченными на то субъектами в лице государственных и муниципальных образований:

  • Включенными в правительственный список предприятиями.
  • Властными органами при необходимости исполнения международных обязательств или для строительства объектов федерального назначения.
  • Предприятиями унитарного типа для выполнения инвестиционных программ или коммерческих тендеров.
  • Застройщиками объектов федерального назначения в лице государственных или частных монополистических компаний.
  • Добытчиками полезных ископаемых или разведчиками новых недр.
  • Иными уполномоченными органами, имеющими отношение к государственному или муниципальному строительству.

Заявительный документ составляется по форме обращения и направляется по адресу земельного ведомства. Ходатайство рассматривается в установленный законом срок, после чего ходатайствующее лицо получает обратный ответ.

В связи с чем изымаются земельные участки?

Согласно букве закона, право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков обязано соответствовать основаниям подачи прошения.

Условия необходимости отчуждения надела:

  • исполнение документов планирования территории и строительство (работы по реконструкции) объектов федерального назначения;
  • увеличение природоохранных зон и расширение заповедников с целью сохранения окружающей среды;
  • исполнение договоров о строительстве с иностранными партнерами;
  • разведка или увеличение продуктивности недропользования;
  • заключение эксперта о признании аварийности жилого здания и бесхозность прилегающей к дому территории.

Под изъятие земель могут подпадать как частные наделы, так и земли государственного фонда. Исключением являются природоохранные зоны, которые не отчуждаются для государственных и муниципальных нужд. Но, как и в любом правиле, в законе также бывают исключения. Неслучайно ходатайство рассматривается сразу в нескольких инстанциях для принятия наиболее грамотного с точки зрения землепользования решения.

Документы для ходатайства

Вместе с заявлением, ходатайствующее лицо подает пакет документов. Как правило, они подтверждают намерения об изъятии земли.

Перечень документов, подаваемых вместе с ходатайством:

  • копия паспорта или иного документа удостоверения личности;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие статус заявителя от лица правительственного субъекта;
  • копия решения о необходимости задействовать изымаемую территорию на государственные или муниципальные нужды;
  • справка из Единого Государственного Реестра Прав (в некоторых случаях может понадобиться выписка из ЕГРЮЛ);
  • иные документы, которые могут потребоваться для регистрации.

В случае увеличения или изменения размеров территории, в список документов должно войти решение о межевании земельного участка. Это необходимо для утверждения точных границ надела с целью внесения земли в кадастровый список. Документы подаются по месту регистрации земельного надела.

Процедура подачи и рассмотрения ходатайства

Особенности рассмотрения поступающих заявлений накладывают свой отпечаток на процедуру принятия или отклонения ходатайства. В некоторых случаях решение откладывается на неопределенный срок.

Причины могут быть следующими:

  • отсутствие ведомственных полномочий по рассмотрению ходатайств с указанными в нем целями;
  • нехватка документов (например, межевания или вариантов застройки отчуждаемой территории);
  • ходатайство не отвечает установленным законом формам составления документов подобного рода.

Отклонение в рассмотрении ходатайства означает возвращение заявления для внесения поправок. Вместе с неправильно составленным ходатайством, земельное ведомство возвращает и приложенный список документов, даже если он соответствует всем нормам.

Срок рассмотрения ходатайства составляет 30 рабочих дней с момента подачи заявления. В течение указанного периода, ведомство производит процедуру утверждения ходатайства:

  • Установление собственника земельного участника – направление запроса в регистрирующий орган по месту нахождения надела.
  • Одобрение ходатайства и прописанных в нем целей по изъятию земли на нужды государства.
  • Оформление и отправка окончательного решения на сайт земельного ведомства. При необходимости, сведения об отчуждении территории публикуются в СМИ.

В случае невозможности произвести изъятие земельного участка, ведомство отклоняет ходатайство и направляет официальный отказ.

Условия для отказа в удовлетворении ходатайства

Направляя отказ, уполномоченный орган указывает причины такого решения. Исходя из практики, основаниями для отказа могут выступать:

  • нарушение процедуры и условий отчуждения земельного надела;
  • несоблюдение правил землепользования;
  • отсутствие оснований для изъятия земли под нужды государства или муниципалитетов;
  • некорректность межевой схемы и порядка застройки территории;
  • иные причины, отраженные в ЗК РФ и вспомогательных нормативно-правовых положениях.

Указанные причины служат веским основанием для окончательного отказа в изъятии земельного надела. Так, если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных оснований для отказа, ходатайствующий субъект не вправе направлять повторное прошение.

В заключение, хотелось бы отметить, что изъятие земельного надела сопровождается компенсацией собственнику участка земли. При определении стоимости, учитывается кадастровая или рыночная цена отчуждаемой территории.

Все статьи
Землеустройство

Спасибо что выбрали нас!

Заказать консультацию

Успешные дела
Место работы