Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Право государственной собственности на землю

Опишите ситуацию и получите бесплатный  анализ перспектив Вашего дела в течении 30 минут

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Земельный ресурс как объект недвижимого имущества всегда имеет собственника. Это может быть частное лицо, производственное предприятие, организация бюджетной сферы или государственная структура. Регистрация участков за государством означает, что право владения и распоряжения принадлежит только исполнительным органам власти. Государственная собственность, в свою очередь, делится по следующим направлениям:

  • Федеративные земли. В эту категорию причисляются участки, которые приобрели значение федеральных после ввода в действие Земельного кодекса 2001 года, право собственности на которые появилось у органов власти при делении бесхозных территорий и участки, непосредственно приобретенные государством в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • Земельные участки, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации. Порядок образования фонда субъектных земель аналогичен федеральному.

Представление права собственности за конкретным уровнем государственной или муниципальной власти не означает принадлежность наделов к абстрактным территориальным делениям. Правомочия по распоряжению разграничиваются между органами местного самоуправления, государственной власти. Изменение юридических характеристик таких земельных участков происходи на основании издаваемых актов и распоряжений.

Что обозначает государственный акт на право собственности на землю

Площадь земель, находящихся в ведении государственных органов, существенно больше, чем наделы частных и юридических лиц. Это территории, которую не несут в себе функционала использования, они являются экологически значимыми. Именно поэтому большинство природоохранных комплексов и предприятий расположены на землях, принадлежащих государству.

На сегодняшний день в отношении распределения государственной собственности (земельных участков) происходят два параллельных процесса. С одной стороны, происходит отчуждение части фонда под использование по непосредственному назначению, а с другой наблюдается пополнение того же фонда за счет выкупа территорий или конфискации в пользу того же государства.

Закон предусматривает возможность вывода земельных участков из-под права собственности и последующую передачу ее в пользование юридическим или физическим лицам. Способы смены пользователя могут быть различные:

  • Предоставление в эксплуатацию для бессрочное (срочного) пользования;
  • Предоставление государственного участка в пользование за плату (в аренду);
  • Норма закона, предусматривающая переход на праве наследования, на сегодняшний день не отменена.

Важно: Считается, что большинство территорий, ничем не занятых, бесхозные. На самом деле это не так. Самовольное занятие и эксплуатация территорий может привести человека или организацию к серьёзной ответственности при выявлении факта таких действий. Не лучше ли заняться самообразованием и попробовать приватизировать (провести перерегистрацию права собственности) землю, находящуюся во владении государства на законных основаниях?

Один из законных способов получить землю от государства – приобретение

Порядок оборота государственных и муниципальных земель регулируется Земельным кодексом. Закон предусматривает выкуп территории, передаче ее в аренду и даже получение в пользование на бесплатной основе. Если рассматриваемый претендентом на приобретение земельный участок не входит в состав фонда земель ограниченного пользования, он может быть выкуплен из государственной или муниципальной собственности на следующих условиях:

  • Гражданин, который желает оформить в собственность недвижимое имущество, доставшееся ему по наследству, может приобрести у государства земельный надел, на котором оно находится. Это даст ему право на регистрацию дома на свое имя;
  • В случае, если человек ранее использовал свое право на приватизацию недвижимости, и планирует начать индивидуальное строительство на территории, закрепленной за государством;
  • При обнаружении несоответствия фактической площади участка, где располагается объект недвижимости, и площади, указанной в документах на землю.

Порядок выкупа земель, находящихся в муниципальной собственности, регулируется следующим образом: гражданин или организация составляют заявление по установленной форме, подают его в местную администрацию. В обращении должно быть указано точное местоположение земельного участка и его параметры. Дополнительно при обращении в муниципальное образование необходимо представить согласие на уплату платежа в счет аванса. Размер предварительной оплаты не должен превышать одной пятой стоимости государственной оценки. К заявлению прилагаются:

  • Свидетельство, которое подтверждает право собственности на строение;
  • Документы, подтверждающие личность соискателя (оригинал и копия паспорта);
  • Документы, согласно которым гражданин осуществляет разрешенную деятельность на земельном участке.

Порядок оформления территорий, находящихся в государственной собственности

После предоставления заявления на приобретение, запускается отсчет 30 дней. В течение этого времени соискатель должен получить ответ или отказ на приобретение, подтвержденный доводами. Если от муниципального образования получен утвердительный ответ, гражданин должен сделать следующее:

  • Повторно обратиться в администрацию для оформления и подписания договора купли-продажи. Внести установленную сумма платежа в счет аванса за земельный участок.
  • Подписать договор приобретения в присутствии нотариуса. В контракте будет указан порядок выплаты оставшейся суммы за земельный участок. В течение месяца заявитель переводит 50 % кадастровой стоимости участка на счет казначейства.

Важно: то того момента, пока не будет полностью оплачен договор, земля будет оставаться в государственной собственности. Условия оплаты являются достаточно жесткими, - за непогашение квартальных платежей землепользователю будут начисляться пени.

Еще важно: в отношении оформления земельных участков в законе имеются некоторые нестыковки. Так, существует разграничение сроков на рассрочку платежа и общего периода на оформление участка в частную собственность. Платить за землю можно в течение 10 лет, а на получение свидетельства есть 6 месяцев.

Еще про проблемы законодательства

Правовые основы государственной собственности в своем развитии сталкиваются с некоторыми проблемами. Разграничение земель по видам владения, по одной концепции, происходит в жестких рамках, - земельные участки имеют обозначенные границы, право собственности учтено в едином реестре. По другой концепции, разграничение земельных ресурсов осуществляется по территориальной принадлежности, тое есть где надел должен подпадать под юрисдикцию местных органов власти.

Ситуацию усложняют смежные законодательные акты. Например, Лесной и Водный кодексы вне зависимости от существующих разграничений земель предписывают порядок согласования решений по предоставлению таких территорий частным или юридическим лицам с федеративными органами.

Все статьи
Землеустройство

Оставьте свои данные и наш специалист свяжется с вами запишет на прием

Заказать услугу

Заказать консультацию

Спасибо что выбрали нас!

Заказать консультацию

Успешные дела
Место работы