Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Российская практика планирования строительства городов и других населенных пунктов берет свое начало с середины 19 века. К концу столетия территориальный принцип подготовки застроек фактически разрушился. Новые попытки регламентирования процесса были предприняты в 1992 году, когда возникла необходимость ограничения прав частных владельцев земельных участков. Современный ГК четко регламентирует такие вопросы, как включение земельных участков в границы населенных пунктов и последовательность отработки проектной документации.
Территориальное планирование вводится с целью определения назначения территорий с учетом целого ряда факторов (экономических, социальных и других) для удовлетворения потребностей и интересов городских, округов, районов, поселений и других населенных пунктов. Соблюдение принципов планирования обеспечивает устойчивое развитие инфраструктуры.
Документация территориального планирования подразделяется на муниципальную, субъектов и федеральную. В ней отображается информация об имеющихся ограничениях, направлениях развития и актуальном состоянии территории. Документы территориального планирования муниципальных образований, субъектов РФ и федеральные представляют собой схемы планирования. В поселениях и округах утверждаются генеральные планы строительства.
Согласно изменений, которые внесены в современные нормативные изменения, территории разделяются оп территориальным зонам. Каждый участок согласно положению, имеет четкие границы и функционал. Зоны, для которых вводятся особые условия эксплуатации, включают в себя здания охраны, охраняемые законом объекты и зоны санитарной защиты.
Для подготовки регламента строительства города запускают процедуру зонирования, в ходе которой определяются территории муниципальных образований.
В 2004 году официально издан Закон ФЗ-190, в котором присутствует детальное описание направлений градостроительства. На уровне Российской Федерации схемы территориального планирования включают следующие направления:
Территориальное планирование (поселения, районы и городские округа) муниципальных образований подразумевает утверждение и своевременное изменение состава направлений:
Ориентация на общественные ценности и интересы прослеживается в период внесения изменений в состав территорий поселений, городских округов и районов. Планирование осуществляется по принципу зонирования, при этом оно является обязательным и подлежит легитимному согласованию.
Стоит отметить, что в положениях градостроительного кодекса не всегда учитываются требования земельного кодекса. Довольно часто при территориальном планировании не учитывается истинное назначение земель. Это может приводить к тому, что участки особого назначения из состава земельного, лесного или водного фондов, могут быть застроены объектами городской инфраструктуры.
Территориальное планирование на сегодня является неотъемлемой частью политики государства, проводимой в отношении истощаемого ресурса – земли. В связи с этим подход к созданию решений на генеральное планирование, утверждению схем для объектов РФ и объектов субъектов РФ, должен проходить все стадии бюрократического процесса. Он должен быть согласован на всех уровнях власти.
Расширение базы кодексов РФ явно свидетельствует о наличии серьезных проблем в сферах жизнедеятельности регионов, городских округов и городов федерального значения. Если очевидной проблемой градостроительных регламентов является игнорирование земельных правоустанавливающих документов, то за кадром остаются более глобальные вопросы. В городскую инфраструктуру продолжают вмешиваться частные строители, которые готовы с блеском пройти все стадии бюрократического процесса и даже пренебречь мнением народа.