Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Земельный ресурс как объект недвижимого имущества всегда имеет собственника. Это может быть частное лицо, производственное предприятие, организация бюджетной сферы или государственная структура. Регистрация участков за государством означает, что право владения и распоряжения принадлежит только исполнительным органам власти. Государственная собственность, в свою очередь, делится по следующим направлениям:
Представление права собственности за конкретным уровнем государственной или муниципальной власти не означает принадлежность наделов к абстрактным территориальным делениям. Правомочия по распоряжению разграничиваются между органами местного самоуправления, государственной власти. Изменение юридических характеристик таких земельных участков происходи на основании издаваемых актов и распоряжений.
Площадь земель, находящихся в ведении государственных органов, существенно больше, чем наделы частных и юридических лиц. Это территории, которую не несут в себе функционала использования, они являются экологически значимыми. Именно поэтому большинство природоохранных комплексов и предприятий расположены на землях, принадлежащих государству.
На сегодняшний день в отношении распределения государственной собственности (земельных участков) происходят два параллельных процесса. С одной стороны, происходит отчуждение части фонда под использование по непосредственному назначению, а с другой наблюдается пополнение того же фонда за счет выкупа территорий или конфискации в пользу того же государства.
Закон предусматривает возможность вывода земельных участков из-под права собственности и последующую передачу ее в пользование юридическим или физическим лицам. Способы смены пользователя могут быть различные:
Важно: Считается, что большинство территорий, ничем не занятых, бесхозные. На самом деле это не так. Самовольное занятие и эксплуатация территорий может привести человека или организацию к серьёзной ответственности при выявлении факта таких действий. Не лучше ли заняться самообразованием и попробовать приватизировать (провести перерегистрацию права собственности) землю, находящуюся во владении государства на законных основаниях?
Порядок оборота государственных и муниципальных земель регулируется Земельным кодексом. Закон предусматривает выкуп территории, передаче ее в аренду и даже получение в пользование на бесплатной основе. Если рассматриваемый претендентом на приобретение земельный участок не входит в состав фонда земель ограниченного пользования, он может быть выкуплен из государственной или муниципальной собственности на следующих условиях:
Порядок выкупа земель, находящихся в муниципальной собственности, регулируется следующим образом: гражданин или организация составляют заявление по установленной форме, подают его в местную администрацию. В обращении должно быть указано точное местоположение земельного участка и его параметры. Дополнительно при обращении в муниципальное образование необходимо представить согласие на уплату платежа в счет аванса. Размер предварительной оплаты не должен превышать одной пятой стоимости государственной оценки. К заявлению прилагаются:
После предоставления заявления на приобретение, запускается отсчет 30 дней. В течение этого времени соискатель должен получить ответ или отказ на приобретение, подтвержденный доводами. Если от муниципального образования получен утвердительный ответ, гражданин должен сделать следующее:
Важно: то того момента, пока не будет полностью оплачен договор, земля будет оставаться в государственной собственности. Условия оплаты являются достаточно жесткими, - за непогашение квартальных платежей землепользователю будут начисляться пени.
Еще важно: в отношении оформления земельных участков в законе имеются некоторые нестыковки. Так, существует разграничение сроков на рассрочку платежа и общего периода на оформление участка в частную собственность. Платить за землю можно в течение 10 лет, а на получение свидетельства есть 6 месяцев.
Правовые основы государственной собственности в своем развитии сталкиваются с некоторыми проблемами. Разграничение земель по видам владения, по одной концепции, происходит в жестких рамках, - земельные участки имеют обозначенные границы, право собственности учтено в едином реестре. По другой концепции, разграничение земельных ресурсов осуществляется по территориальной принадлежности, тое есть где надел должен подпадать под юрисдикцию местных органов власти.
Ситуацию усложняют смежные законодательные акты. Например, Лесной и Водный кодексы вне зависимости от существующих разграничений земель предписывают порядок согласования решений по предоставлению таких территорий частным или юридическим лицам с федеративными органами.