ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Общественный земельный контроль

Контроль со стороны государства, связанный с порядком охраны и использования земель, составляет разновидность земельного контроля. Это одна из основных государственных функций, суть которой отражена в ст. 71 ЗК РФ. Земельный контроль - это действия, они осуществляются уполномоченными органами, обеспечивают соблюдение законодательства РФ, а также требования по защите земель. Все большую ценность приобретает земельный контроль в условиях рыночной экономики. Нормы права, изложенные в ЗК РФ, закрепляют права собственников, арендаторов, землепользователей и т.д. по порядку использования участков земли.

Их право состоит в том, что они могут самостоятельно осуществлять свои функции на земельном участке по правомочиям собственников, но при условии того, что их деятельность не противоречит интересам государства, а также третьим лицам. Субъекты, которым принадлежит земля в порядке собственности, а также по иным основаниям, должны осуществлять возложенные на них договором, законом обязанности.

Функции

В качестве правовой меры земельный контроль выполняет несколько функций:

  • Предупредительная. Она ориентирована на предотвращение противоправных действий в отношении участка земли.
  • Информационная. Она направлена на сбор информации об объектах подконтрольного вида.
  • Карательная - привлечение виновных лиц к ответственности за проведение виновного деяния.

Виды

Земельный контроль бывает трех видов. Критерий разделения - сфера использования земель:

  • Государственный.
  • Общественный земельный контроль.
  • Муниципальный.

Все три вида осуществляют общую цель, которая состоит в рациональном применении земельных ресурсов.

Функции по государственному контролю возложены на уполномоченные органы власти и управления, заключаются в надзоре за соблюдением законов, требований по защите земли организациями, физическими лицами. Этот вид контроля вне зависимости от целевого назначения участка земли осуществляется всеми субъектами, связанными с объектом недвижимого имущества различными правовыми основаниями. Основанием проведения этого вида контроля служит Постановление высшего органа исполнительной власти от 2002 года под №833.

В систему органов контроля входят органы, относящиеся к представительной и исполнительной власти, учреждения специальной компетенции. Эти органы взаимодействуют друг с другом, осуществляют общую задачу - обеспечение охраны земель всеми субъектами права. Проведение этой задачи выражается в основных видах деятельности государственных органов, иначе говоря, в их функциях. Деятельность по контролю со стороны государства в непосредственном порядке возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимого имущества.

Функции по муниципальному контролю осуществляются местной администрацией, проводятся в пределах муниципального образования. Этот вид контроля проводится в точном соответствии с федеральным и региональным законодательством. Кроме этого уполномоченного органа, земельный контроль осуществляют и иные органы исполнительной ветви власти. Организация и проведение мероприятий по этому виду контроля осуществляется в точном соответствии с основополагающими началами, которые являются основой принципов законности, презумпции невиновности, невмешательства в хозяйственную деятельность организаций, ИП. К основным направлениям деятельности, которые реализуются должностными лицами государства в рамках проведения земельного контроля муниципального уровня, относятся:

  • определение режима использования участка земли в соответствии с российскими законами для граждан, организаций, компаний, учреждений;
  • установление требований по охране земель;
  • определение сроков для освоения земель, если эти временные промежутки установлены российским законодательством;
  • надзор над соблюдением градостроительных требований при использовании участков земли;
  • исполнение предписаний по вопросам соблюдения требований, которые установлены законом, ликвидация нарушений в использовании участков земли, вынесенных инспекторами по муниципальному контролю;
  • определение ограничительных мер в использовании земельных участков.

Как и любой другой вид контроля, надзор муниципального уровня выражается в форме проверок, осуществляемых должностными лицами, работающими в муниципальных органах.

Иные виды контроля

Общественный земельный контроль отличается от предыдущих двух видов. Обязанность по его исполнению лежит на органах общественного самоуправления, работающих в пределах территории, на иных объединениях общественного характера, гражданах. Общественный земельный контроль касается подготовки, принятия органами исполнительной ветви власти и местной администрацией решений, которые затрагивают полномочия граждан и организаций, кроме того, на этом уровне решаются вопросы с охраной земель.

Например, 66-ФЗ от 1998 года говорит о возможности создания по решению общего собрания участников некоммерческого объединения комиссии по надзору за соблюдением земельного законодательства. Либо в порядке осуществления государственного контроля за сферой применения земель, их охраной назначаются общественные инспекторы специально уполномоченными на это действие органами. Должностные лица выбираются из числа тех, кто хорошо знаком с земельным законодательством, знает, как применять его на практике.

Таким образом, муниципальный и общественный земельный контроль направлены на соблюдение законов РФ, охрану земель.

По позиции направленности контроля различают внешний и внутренний контроль. Внутренний надзор происходит по распоряжению самого хозяйствующего субъекта, называется иначе производственный. В отношении организационно не подчиненных объектов контроль носит государственный характер, кроме того, проявляется в форме общественного или муниципального надзора. Производственный контроль происходит над действиями владельцев земли, арендаторами при осуществлении ими предпринимательской деятельности на конкретном участке земли. Субъекты, использующие участок земли, обязаны по запросу Росреестра (орган государственного контроля) предоставлять информацию об организации этого вида земельного контроля. Утверждением годовых планов производственного контроля занимаются руководители территориальных подразделений Росреестра.

Формы государственного контроля

Фактами, которые служат началам проверок, выступают:

  • План о проведении проверок (он утверждается уполномоченными органами).
  • Обращения граждан, их жалобы в государственные органы.
  • Информация из СМИ о нарушениях земельных норм права.
  • Судебные решения.

Проверка имеет свой срок, который устанавливается распоряжением уполномоченного органа. Срок не должен превышать 31 дня. Если в законодательстве известны случаи продления срока, он может быть продлен, но не больше, чем на 1 месяц.

Все статьи
Землеустройство