+7 (499) 653-64-87 БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Государственное резервирование земель

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность государственных структур создавать резерв территорий под свои нужды. Резервировать земли могут государственные или муниципальные органы в зонах, которые указаны в планах генерального строительства как планируемые к занятию объектами городской или военной инфраструктуры. Общий срок, на который допускается включение территорий в запасной фонд государства, не может превышать семи лет. В иных случаях, например, при отработке планов строительства железных или автомобильных дорог, разрешается увеличивать период планирования (сроки резервирования земель) до двадцати лет.

Основания для бронирования территорий под государственные и муниципальные нужды

Резервирование земельных участков административными органами осуществляется в следующих случаях:

  • При необходимости исполнения международных контрактов;
  • Планирование для размещения важных объектов, имеющих стратегическое значение, при условии, что отсутствуют альтернативные варианты для их строительства:
    • Зданий и элементов инфраструктуры атомной энергетики;
    • Объектов энергетических систем федерального или регионального значения;
    • Сооружений и других объектов, принадлежащих министерствам обороны и безопасности страны;
    • Элементов инфраструктуры федерального транспорта и путей сообщения, относящихся к объектам федерального или регионального значения;
    • Структурных элементов космической деятельности;
    • Муниципальных объектов коммунального комплекса, выполняющих функции электро-, газо- и водоснабжения.
  • В Земельном кодексе предусматриваются случаи, в которых государственным органам разрешается претендовать на территории, уже занятые другими участниками земельных отношений. Решение о резервировании земель в этом случае не может принято без согласия или отказа действующего (существующего) собственника. О своем намерении государственные или муниципальные органы обязаны уведомить владельца в установленные сроки, выслав соглашение о выкупе. Если поступил отказ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд будет осуществляться через суд.

Необходимость в создании резерва территорий часто имеет место при расширении площади городов или других населенных пунктов. Перечень оснований, по которым собственники могут в ближайшее время лишиться своих участков, является открытым. Вместе с тем, законом предусматривает публичность таких оснований, по которым земли могут отойти государству. Ни о какой экспроприации речи не идет, права владельца сохраняются, ему предлагаются равнозначный денежный эквивалент или аналогичный по кадастровым характеристикам участок.

Порядок резервирования земель

Постановление на осуществление бронирования земельных наделов в соответствии с кодексом принимают федеральные органы исполнительной ветви власти (для федеральных нужд, соответственно). При этом такие органы должны иметь соответствующие полномочия по оказанию услуг и управления имуществом, учтенным в кадастре. Вопросы в отношении земельного фонда субъектов РФ решаются соответствующим постановлением органов местного самоуправления.

Согласно Земельному кодексу, принятие решения на расширение государственных владений должно происходить взвешенно и обоснованно. Документы, на которые должны опираться в своем решении государственные органы:

  • Проекты территориального планирования. Если такая документация имеется в наличии, разработана и согласована с соответствующими должностными лицами (главный архитектор и прочие), решение о резервировании земель будет приниматься на основе таких проектов;
  • Перед планированием размещения объектов городской инфраструктуры, объектов космического, военного или других стратегических направлений, определяются границы участков земли, необходимой для бронирования;
  • В числе из первичных документов, в соответствии с которыми будет разрабатываться схема занятия земельных участков под муниципальные нужды, является государственная программа геологических разработок, проект восполнения сырьевой базы РФ.

Что должно содержаться в постановлении на резервирование земельного фонда

Как и любой другой аналогичный документ, решения муниципальных органов или других уровней власти должны опираться на положения Земельного кодекса. В содержании постановлений должны содержаться следующие данные:

  • Период и цели, которые преследует решение о резервировании земель;
  • Полные реквизиты планов, проектов и других документов, на основании которых принимается решение о бронировании земельного фонда, находящегося не в государственной собственности;
  • Конкретные ограничения прав на землю в связи с резервированием земель. Будут зависеть от целей, которые ставятся перед государственным аппаратом, при этом ограничения на участки должны разрабатываться в соответствии с нормами действующего законодательства (Земельным кодексом);
  • Подробная схема размещения земельных участков, которые планируются к резервированию государственными органами. На плане территорий должны быть указаны конкретные адреса и границы расположения территорий (выписка из кадастра) с указанием принадлежности к владельцам и их контактные данные.

Решение о резервировании земель должно иметь приложения со схемами бронируемых земельных участков, границы которых проходят через планируемые к застройкам территории.

Согласно требованиям земельного кодекса постановление административного органа должно быть опубликовано в средствах массовой информации по месту нахождения рассматриваемых к резервированию земельных наделов.

Когда прекращается действие постановления на ограничения прав на землю в связи с резервированием земель

Вполне резонный вопрос, которым задаются собственники земельных участков, получивших соглашения или уведомления о том, что их участок подлежит резервированию. Согласно Земельному кодексу, срок бронирования наделов под нужды государства или муниципалитета, заканчивается:

  • Вместе с периодом, который был указан в соответствующем целевом решении, затрагивающем земельные участки;
  • В день, когда соответствующая территория оказалась фактически задействованной под строительство государственных объектов или под размещение объектов, спланированных международными соглашениями;
  • Постановление о резервировании земель всегда может отменено органом, его издавшим. Соответственно, территория, полностью или частично планируемая ранее к застройке, остается за законным владельцем;
  • В день, когда фактические произошло изъятие (выкуп в установленном порядке) земельного участка на основании судебного решения.

Важно: орган исполнительной власти, ответственный за ведение кадастра сведений, заблаговременно вносит сведения о резервировании земель. В случае прекращения срока действия, установленного Земельным кодексом права обременения государственными органами конкретной территории, таковое обременение должно быть снято не позднее 30 дней.

Все статьи
Землеустройство

Спасибо что выбрали нас!

Заказать консультацию

Успешные дела
Место работы