ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Государственное резервирование земель

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность государственных структур создавать резерв территорий под свои нужды. Резервировать земли могут государственные или муниципальные органы в зонах, которые указаны в планах генерального строительства как планируемые к занятию объектами городской или военной инфраструктуры. Общий срок, на который допускается включение территорий в запасной фонд государства, не может превышать семи лет. В иных случаях, например, при отработке планов строительства железных или автомобильных дорог, разрешается увеличивать период планирования (сроки резервирования земель) до двадцати лет.

Основания для бронирования территорий под государственные и муниципальные нужды

Резервирование земельных участков административными органами осуществляется в следующих случаях:

  • При необходимости исполнения международных контрактов;
  • Планирование для размещения важных объектов, имеющих стратегическое значение, при условии, что отсутствуют альтернативные варианты для их строительства:
    • Зданий и элементов инфраструктуры атомной энергетики;
    • Объектов энергетических систем федерального или регионального значения;
    • Сооружений и других объектов, принадлежащих министерствам обороны и безопасности страны;
    • Элементов инфраструктуры федерального транспорта и путей сообщения, относящихся к объектам федерального или регионального значения;
    • Структурных элементов космической деятельности;
    • Муниципальных объектов коммунального комплекса, выполняющих функции электро-, газо- и водоснабжения.
  • В Земельном кодексе предусматриваются случаи, в которых государственным органам разрешается претендовать на территории, уже занятые другими участниками земельных отношений. Решение о резервировании земель в этом случае не может принято без согласия или отказа действующего (существующего) собственника. О своем намерении государственные или муниципальные органы обязаны уведомить владельца в установленные сроки, выслав соглашение о выкупе. Если поступил отказ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд будет осуществляться через суд.

Необходимость в создании резерва территорий часто имеет место при расширении площади городов или других населенных пунктов. Перечень оснований, по которым собственники могут в ближайшее время лишиться своих участков, является открытым. Вместе с тем, законом предусматривает публичность таких оснований, по которым земли могут отойти государству. Ни о какой экспроприации речи не идет, права владельца сохраняются, ему предлагаются равнозначный денежный эквивалент или аналогичный по кадастровым характеристикам участок.

Порядок резервирования земель

Постановление на осуществление бронирования земельных наделов в соответствии с кодексом принимают федеральные органы исполнительной ветви власти (для федеральных нужд, соответственно). При этом такие органы должны иметь соответствующие полномочия по оказанию услуг и управления имуществом, учтенным в кадастре. Вопросы в отношении земельного фонда субъектов РФ решаются соответствующим постановлением органов местного самоуправления.

Согласно Земельному кодексу, принятие решения на расширение государственных владений должно происходить взвешенно и обоснованно. Документы, на которые должны опираться в своем решении государственные органы:

  • Проекты территориального планирования. Если такая документация имеется в наличии, разработана и согласована с соответствующими должностными лицами (главный архитектор и прочие), решение о резервировании земель будет приниматься на основе таких проектов;
  • Перед планированием размещения объектов городской инфраструктуры, объектов космического, военного или других стратегических направлений, определяются границы участков земли, необходимой для бронирования;
  • В числе из первичных документов, в соответствии с которыми будет разрабатываться схема занятия земельных участков под муниципальные нужды, является государственная программа геологических разработок, проект восполнения сырьевой базы РФ.

Что должно содержаться в постановлении на резервирование земельного фонда

Как и любой другой аналогичный документ, решения муниципальных органов или других уровней власти должны опираться на положения Земельного кодекса. В содержании постановлений должны содержаться следующие данные:

  • Период и цели, которые преследует решение о резервировании земель;
  • Полные реквизиты планов, проектов и других документов, на основании которых принимается решение о бронировании земельного фонда, находящегося не в государственной собственности;
  • Конкретные ограничения прав на землю в связи с резервированием земель. Будут зависеть от целей, которые ставятся перед государственным аппаратом, при этом ограничения на участки должны разрабатываться в соответствии с нормами действующего законодательства (Земельным кодексом);
  • Подробная схема размещения земельных участков, которые планируются к резервированию государственными органами. На плане территорий должны быть указаны конкретные адреса и границы расположения территорий (выписка из кадастра) с указанием принадлежности к владельцам и их контактные данные.

Решение о резервировании земель должно иметь приложения со схемами бронируемых земельных участков, границы которых проходят через планируемые к застройкам территории.

Согласно требованиям земельного кодекса постановление административного органа должно быть опубликовано в средствах массовой информации по месту нахождения рассматриваемых к резервированию земельных наделов.

Когда прекращается действие постановления на ограничения прав на землю в связи с резервированием земель

Вполне резонный вопрос, которым задаются собственники земельных участков, получивших соглашения или уведомления о том, что их участок подлежит резервированию. Согласно Земельному кодексу, срок бронирования наделов под нужды государства или муниципалитета, заканчивается:

  • Вместе с периодом, который был указан в соответствующем целевом решении, затрагивающем земельные участки;
  • В день, когда соответствующая территория оказалась фактически задействованной под строительство государственных объектов или под размещение объектов, спланированных международными соглашениями;
  • Постановление о резервировании земель всегда может отменено органом, его издавшим. Соответственно, территория, полностью или частично планируемая ранее к застройке, остается за законным владельцем;
  • В день, когда фактические произошло изъятие (выкуп в установленном порядке) земельного участка на основании судебного решения.

Важно: орган исполнительной власти, ответственный за ведение кадастра сведений, заблаговременно вносит сведения о резервировании земель. В случае прекращения срока действия, установленного Земельным кодексом права обременения государственными органами конкретной территории, таковое обременение должно быть снято не позднее 30 дней.

Все статьи
Землеустройство