Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Убытки при изъятии земельных участков

Опишите ситуацию и получите бесплатный  анализ перспектив Вашего дела в течении 30 минут

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Изъятие участков земли для реализации крупных муниципальных или государственных проектов неизбежно пересекается с интересами действующих собственников арендаторов). Примерами таких действий могут служить переводы земель в другую категорию при строительстве олимпийских объектов или улучшений федеральных трасс. Возмещение убытков при изъятии земельных участков производится на основании расчетов оценочных фирм. В задачи оценщика входит вычисление выкупной цены об определении размера упущенной в результате потери надела выгоды. Расчет производится в соответствии со статьей Гражданского кодекса 281 и федеральными стандартами.

Каким образом регулируется процедура изъятия территорий

В случае возникновения необходимости изъятия определенного участка, который ранее был предоставлен физическим или юридическим лицам во владение, государственные структуры должны соблюсти установленную процедуру. Закон предусматривает несколько способов для осуществления таких действий, - это конфискация, реквизиция или прямое изъятие для нужд государства:

  • Конфискация. Данная процедура используется при совершении преступлений в области земельного права. Изъятие участков по этому способу применяется в виде штрафных санкций. Чтобы запустить процедуру конфискации, органы государственной власти подают иск. После вынесения судебного решения права собственника прекращаются без его согласия. Ущерб, причиненный при такой процедуре, не возмещается. Конфискованные земли переходят в государственную собственность.
  • Под реквизицией понимается временное изъятие земельного надела у собственника. Изымаемый участок может использоваться для государственных нужд при возникновении чрезвычайных ситуаций, например, эпидемий среди населения или животных (эпизоотии). Выделение участка под нужды государственных структур осуществляется на основании административного решения по региону. При этом собственник не имеет права на обжалование таких действий со стороны исполнительного органа.

Реквизиция как процедура, регулируется статьей 51 Земельного кодекса. В соответствии с нормативным документом может осуществляться изъятие даже тех земельных участков, которые находятся во владении на основании пожизненного наследования или условии постоянного пользования. Реквизиции обязательно должно предшествовать введение в регионе чрезвычайной ситуации. Причиненный владельцам (собственникам) ущерб от реквизиции выплачивается в установленном порядке, при этом размер возмещения за земельные участки может быть определен независимыми оценщиками.

После окончания последствий чрезвычайных событий владелец получает на руки свидетельство о реквизиции. При невозможности вернуть участок законному владельцу осуществляется компенсация рыночной стоимости надела или же предоставляется равнозначный, по кадастровой оценке, участок.

Изъятие для государственной или муниципальной нужд земельных участков по своему определению означает приоритет государственного владения землями перед интересами частных владельцев. При этом статьей 49 Земельного кодекса отхождение земли к государству является исключительным обстоятельством, когда власти выкупают земли у собственников в установленные сроки.

Случаи принудительного приобретения земельных участков

В числе оснований для отхождения надела государству на первом месте стоит необходимость исполнения обязательств международного характера. Изъятие собственности подразумевает использование участков для вполне конкретных целей, то есть построить, например, загородный дом депутату там нельзя. После того, как изымаемый участок отходит во владение государства, над ним устанавливается охрана, которая организуется в соответствии с международным договором. Расчет убытков владельца может быть определен как по кадастровой стоимости, так и по результатам независимой оценки. Второй случай вероятнее всего, более выгоден собственнику, так как через суд можно добиться большей суммы выкупа и причиненного ущерба.

 Вторая группа определения оснований для изъятия земель включает целый перечень случаев, в которых возникает необходимость увеличения фонда земель, принадлежащих государственным органам:

  • Строительство или модернизация энергетических систем федерального или регионального значения;
  • Размещение объектов восковых частей, инфраструктуры атомной энергетики, объектов космической деятельности;
  • Расчет выкупа и оценка причиненного ущерба может понадобиться собственнику земельного участка в случае изъятия земель под строительство федеральных или региональных путей сообщения;
  • Размещение и запуск муниципальных комплексов электрохозяйств, газовых хозяйств или водоснабжения;
  • Строительство дорог.

Важно: в числе обязательных условий, по которым возможно изъятие земельных участков, это невозможность решения возникшей ситуации (потребности) другими методами и способами.

Ограничения, который могут налагаться на действия государственных органов при изъятии земель

Согласно положениям Земельного кодекса, не допускается переход земельных ресурсов в ведение государственных органов если это земли сельскохозяйственных угодий. Ввиду того, что эксплуатация таких территорий для других целей не допускается, следовательно, изъятие таких объектов земельного права не может иметь места.

Вторая группа ограничений на изъятие земельного ресурса подразумевает строго целевой назначение использования такого фонда в будущем. Например, если планируется изъять земли под застройку, у властей должно быть основание на такое действие в виде генерального плана строительства. В статье 94 ЗК предусматривается запрет на использование земельного фонда, который причислен к территориям культурного наследия.

Лесной фонд земель также ограничен от процедуры изъятия в пользу государства. По определению, решение на перевод таких земель в другую категорию должно быть издано исполнительной властью федерального уровня, субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Процедура изъятия земель, за исключением реквизиции, не проходит в минимальные сроки. Существует порядок, согласно которому переход участков государству осуществляется поэтапно. В эти сроки идет оформлением документов, расчет причиненного ущерба и оценка рыночной стоимости земельного надела.

Этапы изъятия земельного фонда:

  • Формирование проекта и принятие решения для занятия земель. На этом этапе детально изучаются характеристики земельного участка, подготавливается соглашение с действующим собственником.
  • Собственник информируется в установленном законом порядке. Согласно закону, арендатор, владелец и иные пользователи, должны быть уведомлены трижды о предстоящем изъятии. Последнее предупреждение должно быть доведено до получателя минимум за один год.
  • Государственная регистрация принятого решения на изъятие. Подача иска в суд.
  • Государственная регистрация перехода прав собственности.
Все статьи
Землеустройство

Оставьте свои данные и наш специалист свяжется с вами запишет на прием

Заказать услугу

Заказать консультацию

Спасибо что выбрали нас!

Заказать консультацию

Успешные дела
Место работы