Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Под землями сельскохозяйственного назначения понимаются участки, которые используются исключительно в нуждах сельского хозяйства. Территориально они не принадлежат к населенным пунктам, могут эксплуатироваться для целей личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества и животноводства и для ведения производства, связанного с сельским хозяйством. Правовой режим в отношении земель сельскохозяйственного назначения заключается в контроле и строго целевом использовании угодий.
В действующих законах предусматривается отличие понятий использования и назначения в отношении сельскохозяйственных земель. Угодья, которые уже находятся в эксплуатации, могут относится к категории земель, которые используются организациями, не имеющими отношения к сельскому хозяйству или принадлежать лесному фонду государства. В этом случае используется понятие использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и предприятиями сельского хозяйства, полученных во временное пользование.
Фонд земель сельхоз назначения образуется из территорий, используемых для выращивания продукции сельского хозяйства, складскими помещениями, зданиями администрации, дорожными полосами и другими объектами целевой принадлежности.
Организация использования земель сельскохозяйственного назначения имеет две отличительных особенности:
В целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и исключения случаев нецелевой эксплуатации, участки угодий особого правового режима делятся на 6 категорий:
В отношении конкретной территории, которая может быть признана разрешенной к использованию, могут применяться несколько видов регулирования:
Для того, чтобы произвести оценку земель сельскохозяйственного назначения, используют методические указания по государственной кадастровой оценке. Указания не применяются для проведения стоимостной оценки земель садоводческого и огороднического фондов. Порядок работы следующий:
Указанный список удельных показателей не является исчерпывающим. Индикаторы используются для определения кадастровой стоимости земельных участков, относимых законом к 1-6 категории земельных наделов.
Не смотря на то, что правовой режим участков сельскохозяйственных угодий предусматривает ограниченный количество субъектов правоотношений, часто возникает необходимость перевода территории в другую категорию. Делается это для того, чтобы исключить случаи незаконного и нецелевого использования угодий. Не смотря на то, что с таким переводом часто возникают проблемы, это позволяет наращивать фонд земельных участков, на которых можно строить объекты городской инфраструктуры или расстраивать поселки городского типа (коттеджные поселки).
Главной особенностью изменения категории земель является то, что изменение назначения участков осуществляется только в исключительных случаях. К числу таких обстоятельств причисляются консервация территорий, планируемое создание охраняемых заповедных зон или изменение границ между поселениями. Не допускается перевод земель по договору в том случае, если их кадастровая стоимость превышает средние нормативные значения по муниципальному образованию, где находится рассматриваемая к переводу территория.
Для того, чтобы поменять категорию участка, от собственника требуется обращение в органы местной администрации с соответствующим ходатайством. В нем следует указать кадастровый номер участка, начальная и конечная категории участка, а также обоснование для смены назначения земель. В ряде случаев, собственнику участка требуется инициировать проведение экологической экспертизы, которая окончательно подтвердит возможность перевода сельскохозяйственных земель в другу категорию.