Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Изъятие участков земли для реализации крупных муниципальных или государственных проектов неизбежно пересекается с интересами действующих собственников арендаторов). Примерами таких действий могут служить переводы земель в другую категорию при строительстве олимпийских объектов или улучшений федеральных трасс. Возмещение убытков при изъятии земельных участков производится на основании расчетов оценочных фирм. В задачи оценщика входит вычисление выкупной цены об определении размера упущенной в результате потери надела выгоды. Расчет производится в соответствии со статьей Гражданского кодекса 281 и федеральными стандартами.
В случае возникновения необходимости изъятия определенного участка, который ранее был предоставлен физическим или юридическим лицам во владение, государственные структуры должны соблюсти установленную процедуру. Закон предусматривает несколько способов для осуществления таких действий, - это конфискация, реквизиция или прямое изъятие для нужд государства:
Реквизиция как процедура, регулируется статьей 51 Земельного кодекса. В соответствии с нормативным документом может осуществляться изъятие даже тех земельных участков, которые находятся во владении на основании пожизненного наследования или условии постоянного пользования. Реквизиции обязательно должно предшествовать введение в регионе чрезвычайной ситуации. Причиненный владельцам (собственникам) ущерб от реквизиции выплачивается в установленном порядке, при этом размер возмещения за земельные участки может быть определен независимыми оценщиками.
После окончания последствий чрезвычайных событий владелец получает на руки свидетельство о реквизиции. При невозможности вернуть участок законному владельцу осуществляется компенсация рыночной стоимости надела или же предоставляется равнозначный, по кадастровой оценке, участок.
Изъятие для государственной или муниципальной нужд земельных участков по своему определению означает приоритет государственного владения землями перед интересами частных владельцев. При этом статьей 49 Земельного кодекса отхождение земли к государству является исключительным обстоятельством, когда власти выкупают земли у собственников в установленные сроки.
В числе оснований для отхождения надела государству на первом месте стоит необходимость исполнения обязательств международного характера. Изъятие собственности подразумевает использование участков для вполне конкретных целей, то есть построить, например, загородный дом депутату там нельзя. После того, как изымаемый участок отходит во владение государства, над ним устанавливается охрана, которая организуется в соответствии с международным договором. Расчет убытков владельца может быть определен как по кадастровой стоимости, так и по результатам независимой оценки. Второй случай вероятнее всего, более выгоден собственнику, так как через суд можно добиться большей суммы выкупа и причиненного ущерба.
Вторая группа определения оснований для изъятия земель включает целый перечень случаев, в которых возникает необходимость увеличения фонда земель, принадлежащих государственным органам:
Важно: в числе обязательных условий, по которым возможно изъятие земельных участков, это невозможность решения возникшей ситуации (потребности) другими методами и способами.
Согласно положениям Земельного кодекса, не допускается переход земельных ресурсов в ведение государственных органов если это земли сельскохозяйственных угодий. Ввиду того, что эксплуатация таких территорий для других целей не допускается, следовательно, изъятие таких объектов земельного права не может иметь места.
Вторая группа ограничений на изъятие земельного ресурса подразумевает строго целевой назначение использования такого фонда в будущем. Например, если планируется изъять земли под застройку, у властей должно быть основание на такое действие в виде генерального плана строительства. В статье 94 ЗК предусматривается запрет на использование земельного фонда, который причислен к территориям культурного наследия.
Лесной фонд земель также ограничен от процедуры изъятия в пользу государства. По определению, решение на перевод таких земель в другую категорию должно быть издано исполнительной властью федерального уровня, субъекта РФ или органов местного самоуправления.
Процедура изъятия земель, за исключением реквизиции, не проходит в минимальные сроки. Существует порядок, согласно которому переход участков государству осуществляется поэтапно. В эти сроки идет оформлением документов, расчет причиненного ущерба и оценка рыночной стоимости земельного надела.