Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Изъятие земельного участка у собственника – это юридическая процедура перехода права собственности от одного лица в руки администрации. Отчуждение земель регулируется статьями Земельного и Гражданского кодексов РФ.
Различают несколько форм изъятия:
Указанные формы имеют свои особенности, о которых мы расскажем в данной статье.
Классификация оснований для изъятия земель из собственности закреплена в статьях ЗК РФ. Законодатель определяет следующие причины отчуждения:
Основаниями для изъятия земельного участка могут служить условия действующего договора, распоряжения государственных органов или прямое следствие нерациональной эксплуатации почвы со стороны собственника земли.
В случае неисполнения положений действующего договора (например, по аренде земли), участок переходит в категорию бесхозной территории и только потом изымается в пользу администрации. Следить за соблюдением оснований и условий использования наделов призваны местные администрации и природоохранные службы.
Когда речь идет об отчуждении земли на государственные и муниципальные нужды, уполномоченные лица составляют властное распоряжение. В документе также находит свое отражение акт выбора территории в соответствии с нуждами.
Срок рассмотрения распоряжения составляет не более 2 месяцев со дня его подачи. После одобрения со стороны земельного ведомства, орган направляет уведомление по адресу собственника земельного участка. В документе приводятся основания для изъятия земли, а также прописывается сумма компенсации за отчуждение хозяйственной территории на нужды администрации.
Земельное дело рассматривается в течение 5-7 дней. По итогам решения об изъятии надела, происходит регистрация новых документов в Кадастровой палате по месту нахождения участка.
Распоряжение составляется органом государственной власти в письменной форме. Постановление должно быть подкреплено печатью госучреждения и подписью вышестоящего лица.
Содержание распоряжения об изъятии земли:
Оформленные не по форме распоряжения отправляются на переоформление. Соответствие всем нормам открывает процедуру отчуждения земельного участка в пользу администрации.
Как мы уже отметили ранее, земельные участки, подлежащие изъятию под муниципальные нужды, отчуждаются в порядке закона. Процесс перехода права на землю выглядит следующим образом:
Согласно положениям Земельного кодекса, механизм изъятия земельных участков – это право прекращающая процедура, т.к. прежний распорядитель земли утрачивает право собственности. После отчуждения, надел переходит в ведение государственных органов и используется в качестве территории строительства, прокладки коммуникации и т.д.
Следует отметить, что в случае неудовлетворения суммой компенсации, гражданин вправе обратиться в суд с требованием пересмотра договора. Земельный кодекс защищает права собственности в части, где речь идет о справедливых выплатах за изъятую в пользу государства территорию.
Процедура изъятия земли опирается на соблюдение предусмотренных законом сроков. Сроки отчуждения составляют 1 год с того момента, как было вынесено крайнее предупреждение.
Отметим, что сроки играют на руку собственнику земли. В случае нарушения годичного промежутка времени, пользователь земли вправе обратиться в суд и аннулировать процесс отчуждения территории.
Срок в 1 год установлен законом и не подлежит пересмотру. За это время участники договора обдумывают дальнейшие шаги по обустройству земельной территории и обсуждают размер компенсационных выплат.
Собственник или арендатор земли вправе подписать соглашение лишь в том случае, если он уверен в своем решении и не против изъятия земельного участка в пользу государства. Соглашение составляется в период протекания 1 годичного срока после крайнего уведомления.
Требования к составлению соглашения не ограничивают структуру договора. Но по закону, соглашение должно иметь письменную форму с обязательным указанием компенсации (если владелец не передает участок на безвозмездной основе ввиду ненадобности). Регулирование правовых основ по договору осуществляется согласно Гражданскому кодексу РФ.
Рассматривая вопрос об изъятии земли путем выкупа на неотложные нужды государства, следует брать во внимание лишь исключительные цели таких нужд, а именно:
Отчуждение земельных наделов на указанные нужды осуществляется согласно постановлениям исполнительных органов власти (Правительства РФ). При этом изъятие возможно лишь с согласия собственника земли и не позднее, чем через год после его уведомления о предстоящем мероприятии. При несогласии добровольного отчуждения земли, государственные органы вправе прибегнуть к изъятию земельного участка в судебном порядке.
Следуя п.1, ст. 62 Земельного кодекса РФ, изъятие территории сопровождается неизменным погашением убытков собственника. Юридическим закреплением права на получение компенсации выступает соглашение на изъятие земли. В договоре прописываются сумма убытков и границы отчуждаемой территории.
Компенсационные выплаты могут быть следующими:
В случае погашения убытков по рыночной стоимости надела, в расчет также берется отчуждаемая недвижимость (дом, хозяйственные постройки, вспомогательные объекты).
Несогласие собственника отчуждаемой земли с размером компенсационных выплат дает ему право отказаться от заключения договора.