Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Права граждан имущественного характера подразумевают возможность полноценной эксплуатации объектами, а также ограничивать в их отношении права на использование другими лицами. В связи тем, что понятие владения подразумевает публичный характер, могут наступать события, согласно которым притязания на собственность территорий утрачивают свою правомочность. Земельный сервитут является правовым инструментом, который позволяет нескольким собственникам установить порядок пользования земельным участком на условиях соглашения между сторонами (субъектами земельных правоотношений).
Ограничение или обременение на земельный участок становится возможным благодаря правоустанавливающему принципу, прописанному в российском законодательстве. Установление публичного сервитута, как механизм, сводится к определенному стеснению одного из собственников за счет получения прав на пользование частью надела в своих интересах. Наложение ограничений может носить временный или бессрочный характер, - все эти моменты прописываются в соответствующем соглашении или административном решении исполнительного органа власти, на территории которого располагается земельный участок.
Земельный сервитут может иметь место при условии внесения убедительных и вполне разумных доводов по использованию участка таким образом, чтобы это устраивало собственника. Владелец должен явным образом согласиться на возникновение обременения, которые будут отражены официально в кадастровом учете. Решение на оформление и подписание соглашения со стороны собственника земельного участка обычно принимается в следующих случаях:
Имеют схожие причины и принципы установления, что и личные сервитуты, но имеют и отличия:
Инициатива по внесению изменений в кадастровый учет надела вследствие городских нужд есть не что иное, как публичный сервитут на земельный участок. Основания для принудительного использования основываются исключительно на условиях, описанных в действующем законодательстве. Административные меры ограничивают пределы пользования участка в тот момент, когда происходит регистрация сервитута в едином кадастровом учете:
В качестве объекта обременения вещного права выступает земельный участок. В большинстве случаев предметом договора, ограничивающего права собственника выступает часть территории. Вне зависимости от потребности в занимаемой под государственные, муниципальные или частные нужды площади, публичный сервитут устанавливается только после регистрации (оформления) такого ограничения в едином кадастровом учете на постоянной основе.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком инициируется субъектом сервитута. Таковым является лицо, которое заявляет о своем намерении освоения (использования) не принадлежащей ему территории на основании возникшего прецедента. Субъектом также могут выступать:
Личные сервитуты представляют собой появление права физического или юридического лица на освоение чужого участка при одновременном ограничении права собственности над земельным участком со стороны владельца. Личные сервитуты регистрируются за счет средств инициаторов. Право ограниченного пользования чужим земельным участком подразумевает возмещение ущерба, причиненного утратой прав на полноценное использование участка. Размер платы за пользование осуществляется согласно расчету, произведенному независимыми экспертными организациями. В некоторых случаях возникает такой прецедент как предиальный сервитут. Определение такого вида ограничения права собственности на земельный участок подразумевает включение в размер вознаграждения, уплачиваемого собственнику, денежных средств на восполнение ресурсной ценности земли. Предиальный сервитут ставит своей целью повысить такие свойства и качества территории, как плодородие и рельеф.
Рассматривая виды сервитутов нельзя не упомянуть такой вид притязания как публичный сервитут. Этот способ обременения земельного участка предусматривается как повышение правомочий федеральных или муниципальных органов управления над частным хозяйством. Публичный сервитут устанавливается по результатам публичных слушаний и, как правило, подразумевает бесплатное использований территорий. Закон предусматривает право собственника в случае несогласия с эксплуатацией его земельного участка или отсутствие денежного возмещения за подобный способ освоения, подать в суд. Аналогичное право остается за администрацией муниципальных органов, которые могут добиваться публичного ограничения прав собственности на земельный участок, - подается исковое заявление об установлении сервитута
Установление сервитута вне зависимости от его формы и причин, его повлекших, рано или поздно порождает прекращении сервитута. Срок, на который устанавливается ограничение прав собственника на земельный участок, может быть сразу оговорен в специальном соглашении. Другие случаи, в которых возможно прекращение сервитута (удаление соответствующей записи в государственном кадастровом учете):
По общему правилу, удаление записи в кадастровом реестре, которая ограничивает права собственника земельного участка по использованию надела, происходит после того, как отпали основания для регистрации сервитута. Примерами таких обстоятельств являются: прокладка новых трубопроводов или коммуникаций в другом месте, путей сообщения, дорог. В число оснований прекращения обременения входит невозможность использованию земельного участка по тому назначению, которое предписано соглашением.