ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Земли энергетики

Земельный кодекс РФ выделил особую категорию земель специального назначения, к которым отнесены земли транспорта, энергетики и прочих отраслей экономики, используемых и предназначенных для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов промышленного назначения.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса такие земли должны быть расположены за границами населенных пунктов и в отношении них введен особый правовой режим. Земли энергетики так же являются составной частью земель специального назначения, выделенных для размещения на них объектов энергетической системы.

Земли энергетики различают двух видов:

  • строительства сооружений атомной промышленности: станций, ядерных установок, мест хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Возведения сооружений гидроэнергетического комплекса, тепловых станций, электростанций, а так же сооружений и объектов, предназначенных для их обслуживания;
  • размещения воздушных и наземных кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и охранных зон электрических сетей.

Правовой режим земель энергетики

Правовой режим земель энергетики регулируется Земельным кодексом РФ, каких либо отдельные законы, определяющих порядок их функционирования не принимались.

Указанные участки земной поверхности отличаются в специфике их назначения, состоящей в их использовании как особой зоны для возведения энергетических производственных объектов с целью эксплуатации и обслуживания.

Особым статусом земель энергетического назначения должны наделяться наделы несельскохозяйственного назначения или не пригодные в качестве полей, пашен, лугов, а при отсутствии таковых земель — угодья худшего качества.

Земли специального назначения регулируются государством путем создания зон с особыми условиями использования. Таким способом обеспечивается безопасность окружающей среды и людей.

Учреждение особых зон земель энергетики производится в местах размещения промышленных сооружений по ленточно-островному принципу. При этом изъятие земельных участков с указанными зонами у землепользователей не производится, но эксплуатирующее энергетический объект предприятие обязано выделить границы специальными знаками, содержащими информацию об особом характере места.

В зависимости от вида земель энергетического назначения могут устанавливаться  ограничения и запреты на некоторые виды деятельности вблизи особых зон. С целью защиты населения от вредного воздействия излучений от атомных энергетических станций вокруг них создаются санитарные зоны. На территории указанных зон нельзя строить жилье, детские учреждения, общественные здания.

Еще одной разновидностью правового регулирования земель энергетики является утверждения нормативов предоставления участков для размещения производственных объектов. При определении размера выделяемого надела учитываются данные проектно-технической документацией.

Размещение и строительство объектов энергетической системы и сооружений для их обслуживания на землях специального назначения должно производиться с учетом закона «Об охране окружающей среды»:

  • при возведении гидроэлектростанции необходимо учитывать и нужды региона в обеспечении электричеством и особенности местного ландшафта;
  • при эксплуатации теплоэлектростанций требуется одновременное строительство систем очистки выбросов;
  • при эксплуатации атомных станций выдвигаются строжайшие требования по защите природы и населения от радиационного излучения.

При формировании состава земель для энергетической системы необходимо  обеспечить сохранность водных объектов и их ресурсов, лесных угодий, биологической растительности и животного мира, естественной экологической системы.

Предоставление земель энергетики

Участки земель для размещения электроэнергетических объектов должны изыматься из состава земель сельскохозяйственного назначения, если они принадлежат на праве собственности у юридических лиц и граждан. Основанием для выделения земельных наделов являются предоставление  технической и проектной документации на такие строения.

Земли, находящиеся в собственности у государства и муниципалитета могут предоставляться:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов возможен, когда необходимый участок свободен от прав третьих лиц и на нем не имеется никаких иных объектов;
  • с предварительным согласованием производится при наличии хозяйственного проекта и требуется найти земельный участок для его размещения.

В первом варианте земля предоставляется в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Продажа или аренда земельных участков производится исключительно с открытых торгов. Поэтапные действия по оформлению земли состоят из нескольких шагов:

  • формирование земельного участка государственными или муниципальными органами и включают следующие работы: определение проекта границ, разрешенного использования, согласование технических условий по возможностям подключения предполагаемого объекта к инженерным сетям;
  • занесение сведений об участке в земельный кадастр на основании данных паспорта;
  • проведение торгов по реализации земельного участка либо права на заключение арендного договора. При предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование выносится соответствующее решение.

Во втором варианте по предоставлению без предварительного согласования земля в собственность не оформляется, а может быть заключено соглашение с юридическими лицами о постоянном (бессрочном) пользовании или аренде, а гражданам только на арендных правах.

Процедура предоставления земли производится в следующем порядке:

  • подача заявления о выборе интересующего участка в администрацию муниципального образования или уполномоченный государственный орган;
  • проверка собственником участка наличия прав третьих лиц и отсутствия размещенных иных объектов;
  • публикация объявления в местном органе печати о возможности наделения участком заинтересованное лицо;
  • при необходимости направление уведомления собственникам или пользователям об изъятии участка;
  • формирование земельного участка;
  • постановка на кадастровый учет;
  • проведение торгов для предоставления в аренду или собственность.

Землепользователи, получившие землю для электроэнергетического объекта собственники или владельцы объектов должны использовать предоставленные наделы в соответствии с их целями.

При производстве строительных работ электроэнергетические компании обязаны проводить работы по благоустройству, озеленению, рекультивации земель.

Нормативы для определения размеров земельных участков

Земельные участки для размещения объектов энергетической системы должны предоставляться в соответствии с рекомендованными размерами, установленными нормативно-правовыми актами РФ:

  • Размер выделяемого участка для установки опоры под воздушную линию электропередачи напряженностью не более 10 киловатт, зависит от поперечного сечения опоры электрической трассы;
  • В тех случаях, когда электрическое напряжение будет превышать 10 киловатт, размер устанавливается в зависимости от контурной линии планируемого сооружения воздушной опоры;
  • При планировании электропередачи с электрическим напряжением не менее 330 киловатт размеры должны соответствовать контуру наделов:
  • Размеры наделов для строительства воздушных трасс по передаче электроэнергетической энергии определяются на основании проектной документации;
  • Величина участка, которая нужна электроэнергетической компании для проведения ремонтных работ или строительства должна представлять собой полосу, проходящую вдоль трассы линии электропередач, шириной не более 2 метров.

Площадь земельного участка, должна быть определена с учетом необходимой территории для обслуживания объекта.

Гражданам и юридическим лицам, чьи земельные владения соседствуют с землями энергетической системы, предоставленными с целью производства электрической и атомной энергии надлежит ознакомиться со сводом законом и правил, в целях защиты своих прав и интересов.

Все статьи
Землеустройство