Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Под фондом этого типа участков понимаются земли, которые не предоставляются юридическим или физическим лицам для осуществления разрешенных видов деятельности. Статус таких территорий считается резервным, земли запаса не могут подпадать под регламент градостроительства или входить в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Правовой режим земель запаса распространяется на неосвоенные территории, которые чаще располагаются на Дальнем Востоке и в районе Крайнего Севера. При необходимости такие участки могут переведены в другую категорию и, соответственно, изменить свое назначение. Процедура перевода территорий заключается в продаже или заключения договора аренды.
Законом предусматривается поиск направлений по пополнению фонда земель запаса. Статьей 14 Земельного кодекса предусмотрены случаи, по которым может быть изменен состав земель запаса за счет территорий, которые подверглись химическому загрязнению или радиоактивному заражению. После признания участков непригодными к дальнейшему использованию по прямому назначению, они считаются как земли запаса и консервируются.
В состав запасных территорий включаются:
Действие закона в отношении временно не используемых участков подразумевает отсутствие свободного права занятия таких земель. Правомочным собственником пока не востребованных земель является государство. Вместе с тем, на практике часто бывает так, что территории могут самовольно заниматься жителями соответствующих районов, где такие земли расположены. Застройка или занятие сельскохозяйственными культурами конкретной территории без согласования (оформления права собственности) с муниципальными органами не означает перевод участков в другую категорию.
На практике органы государственной власти редко принимают меры к таким фактам нарушений до того момента, как земли будут спланированы под капительное строительство. В том случае, когда обнаруживается самовольное использование земель не по целевому назначению, нарушители привлекаются к установленной законом ответственности, нанесенный им ущерб не подлежит возмещению.
Понятие земель запаса подразумевает правовой режим, который охраняет права собственников, имеющих статус физических или юридических лиц. Если законные владельцы прекратили использование своих наделов, оставили их без надзора или охраны, это не значит, что такие участки подлежат немедленному переводу в состав земель запаса. Муниципалитет сможет получить право оперативного ведения таких территорий только после внесения соответствующих изменений в кадастровый учет по представлению законных владельцев. Окончание процедуры перерегистрации будет означать, что это снова земли запаса.
Для того, чтобы сменить категорию, земельных участков, относящихся к резервному фонду, и наладить законное использование земель запаса, потребуется составить ходатайство, в котором инициатор процесса должен будет указать следующие данные:
Документация:
Земли запаса на практике довольно часто меняются свое целевое назначение. Это вызвано нехваткой территориальных ресурсов для строительство новых объектов инфраструктуры уже имеющихся жилых комплексов и освоения новых.
Земли запаса особенно привлекательны для инвесторов, которым такие участки обходятся много дешевле, в отличие от оформления сделок по участкам под жилищное строительство. Выделение участков под застройку осуществляется муниципальными органами. Смена категории подразумевает изменение целевого назначения.
Важно: существует понятие оценка земель запаса. Процедура является обязательной при смене категории земельных участков, проведение в их отношении сделок или смене целевого назначения. Заказывают такую услугу в оценочных агентствах (консалтинговых группах).
Согласно действующему законодательству, после перевода участков в другую категорию, целевое назначение территорий может стать следующим:
Ставит своей целью создание системы правовых, экономических и технологических мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование земель запаса. За собственником территории закрепляется обязанность по сохранению земель от разрушения и других видов негативного воздействия.
Административным методам, применяемым в отношении незаконного использования земель в РФ, характерна императивность. Государством осуществляется вмешательство в вопросы, связанные с землей, только в случаях, подпадающих под уголовную юрисдикцию.