Перераспределение земельных участков
Перераспределение земельных участков – это намеренное изменение территориальных признаков уже существующего надела или создание нового участка, путем присоединения отрезков земли. Отношения регулируются Земельным кодексом РФ и рядом федеральных законов.
Образование новых границ в пределах муниципальной и государственной собственности предполагает учет следующих особенностей:
- Подлежащие перераспределению земельные участки имеют одного собственника (федерацию или муниципалитет) и не принадлежат третьим лицам.
- Находящиеся в собственности земельные надела не подвергаются притязаниям со стороны третьих лиц, осуществляющих контроль и порядок за использованием земли.
- Площади не ограничены в обороте и не имеют запретов на перераспределение со стороны земельных ведомств.
На основе данной статьи рассмотрим, что такое перераспределение земельных участков и как осуществляется процедура выделения новых наделов.
Основания для проведения перераспределения земельных участков
Требования к перераспределению земли закреплены в Земельном кодексе РФ. Процедура регулируется государственными органами согласно предусмотренным на то требованиям:
- Перераспределение земельных участков проводится в рамках целевой программы развития территории. На участке могут располагаться объекты недвижимости. В данном случае, целью перераспределения является выделение смежных границ надела.
- Перераспределение земельных участков осуществляется при необходимости исключения ломки границ территории. При этом по закону, новообразованный участок не должен быть шире, чем он был до пересмотра границ.
- Перераспределение земельных участков затрагивает федеральную, муниципальную и частную собственность. Земли, находящиеся в руках физических и юридических лиц, могут использоваться для ведения ЛПХ (выращивания овощей, фруктов, крупного и мелкого скота) и ИЖС (строительство жилого дома, приусадебных построек, хозяйственных объектов). Перераспределенная площадь не должна превышать первоначальные границы участка.
- Образование новых смежных территорий и выделение наделов связывается с общегосударственными нуждами. Примерами таких нужд могут быть: строительство железных дорог, прокладка линии электропередач, обводнение каналов, возведение объектов федерального значения и т.д.
Перераспределение земельных наделов связано с формированием фонда перераспределения земель. Основным назначением его создания является выделение территорий на государственные и частные нужды.
Процедура перераспределения муниципальных и частных земельных участков
Порядок перераспределения земельных наделов, находящихся в муниципальной или частной собственности, предполагает следование инструкции:
- Ходатайство на имя уполномоченного органа. Заинтересованное в перераспределении земель лицо собирает необходимые документы и прикладывает их к заявлению. Ходатайство направляется в земельный комитет по месту нахождения земельного участка.
- Рассмотрение заявления. На втором этапе, уполномоченное лицо рассматривает заявление и список приложенных документов. Срок одобрения/отклонения ходатайства составляет 30 рабочих дней. Решение оформляется в форме согласия или отказа в перераспределении земельных участков.
- Утверждение проекта. В число рассматриваемых в комитете документов входит схема межевания и расположения участка. В случае утверждения плана, уполномоченный орган направляет официальное согласие. В свою очередь, отказ составляется не позднее, чем через 10 суток с момента подачи ходатайства.
- Заключение соглашения. Соглашение подписывается заинтересованной в перераспределении земель стороной в период 30 дней с момента получения разрешения.
Отказ в образовании новых границ может быть обжалован в судебном порядке. Для этого следует оформить исковое заявление и указать причину отказа со стороны уполномоченного органа.
Соглашение о перераспределении земель
Соглашение между сторонами договора заключается в письменной форме. Субъектами выступают земельное ведомство и заинтересованное лицо.
Перераспределение земельных участков муниципального или частного землевладения проводится на основе межевания. В некоторых случаях собственником земли и заинтересованным в перераспределении выступает одно и то же лицо. При таком раскладе решение принимается ответственным органом.
Соглашение включает в свой состав:
- ФИО и контактные данные об участниках договора;
- права и обязанности сторон, если того требуют земельные правоотношения;
- кадастровая характеристика земельного надела (указание площади, особенностей границ, оценка почвы, сведения о имеющихся объектах и др.);
- документы на право собственности земельным участком;
- заявление о проведении межевания и других операций с границами надела;
- порядок утверждения права собственности на вновь образуемые территории в результате перераспределения земли.
Подписание соглашения и выделение земель является основанием для регистрации новых участков в Земельной палате. Незарегистрированные в Росреестре земли не входят в число кадастровых, а значит, не могут использоваться по целевому назначению.
Документы на перераспределение земли
При оформлении ходатайства на перераспределение земельных участков, следует собрать перечень документов на оформление процедуры:
- схема территориального расположения земельного надела;
- сведения о кадастровых характеристиках земли;
- данные о недвижимости и иных постройках на территории перераспределяемого участка;
- подтверждение права собственности на территорию (например, документ о купли-продаже);
- копия доверенности, если интересы собственника земли представляет посредник.
В случае, если предоставляются копии документов, они должны быть заверены у нотариуса. Земельный комитет вправе отклонить документы (отказ в образовании границ), если они не соответствуют требованиям закона.
Отказ в перераспределении земли
Процедура перераспределения земельных наделов осуществляется согласно положениям Земельного кодекса и ряда вспомогательных актов. Нарушение структуры оформления предполагает официальный отказ в межевании.
Причины отказа по перераспределению находящихся в собственности земель выражаются:
- В несоответствии ходатайства установленным нормам действующего законодательства РФ.
- В отсутствии согласия собственника участка на включение территории в список перераспределяемых земель.
- В наличии недвижимости и иных объектов, которые имеют отношение к третьим лицам.
- В несоответствии участка правовым категориям земель (изъят или ограничен в обороте).
- В некорректном составлении схемы территориального расположения земли.
- В нарушении градостроительных положений или норм землеустройства.
- В превышении площади участка после образования новых границ.
- В пропуске заявителем 30 дневного срока на подписание соглашения.
Отказ может быть обжалован в судебном порядке в установленных для этого законом сроках.