ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Ходатайство об изъятии земельного участка

Изъятие земельной собственности – это одна из правовых категорий, которая регулируется Земельным кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми базами. Но оговаривается, что участок может быть изъят только лишь для государственных или муниципальных изысканий.

Вместе с апрельскими поправками 2015 года, Земельный кодекс обзавёлся целой главой 7.1, которая регулирует процедуру изъятия земельных участков и закрепляет правила оформления прошения.

Ходатайство об изъятии земли

Исходя из законодательных норм, изъятие земель под государственные или муниципальные нужды происходит:

  • на основе распорядительного акта;
  • путем составления и подачи ходатайства.

Распорядительный акт органа государственной власти не представляет сложности. Во втором случае речь идет о письменном документе. Ходатайство оформляется согласно форме, предусмотренной законодательством РФ.

Содержание ходатайства на изъятие надела:

  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • сведения об отчуждаемом земельном участке в пользу государства;
  • перечень оснований для изъятия с указанием конкретных целей.

Заявление может включать изъятие одного, двух и более наделов, если того требуют нужды государства. Документ рассматривается компетентными органами, после чего выносится решение об изъятии или об отказе в прошении.

Кто обладает правом подачи?

Ходатайство – это документ об отчуждении земельной территории с целью удовлетворения требований государственных и муниципальных нужд. Учитывая статьи закона, можно отметить, что ходатайство подается лишь уполномоченными на то субъектами в лице государственных и муниципальных образований:

  • Включенными в правительственный список предприятиями.
  • Властными органами при необходимости исполнения международных обязательств или для строительства объектов федерального назначения.
  • Предприятиями унитарного типа для выполнения инвестиционных программ или коммерческих тендеров.
  • Застройщиками объектов федерального назначения в лице государственных или частных монополистических компаний.
  • Добытчиками полезных ископаемых или разведчиками новых недр.
  • Иными уполномоченными органами, имеющими отношение к государственному или муниципальному строительству.

Заявительный документ составляется по форме обращения и направляется по адресу земельного ведомства. Ходатайство рассматривается в установленный законом срок, после чего ходатайствующее лицо получает обратный ответ.

В связи с чем изымаются земельные участки?

Согласно букве закона, право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков обязано соответствовать основаниям подачи прошения.

Условия необходимости отчуждения надела:

  • исполнение документов планирования территории и строительство (работы по реконструкции) объектов федерального назначения;
  • увеличение природоохранных зон и расширение заповедников с целью сохранения окружающей среды;
  • исполнение договоров о строительстве с иностранными партнерами;
  • разведка или увеличение продуктивности недропользования;
  • заключение эксперта о признании аварийности жилого здания и бесхозность прилегающей к дому территории.

Под изъятие земель могут подпадать как частные наделы, так и земли государственного фонда. Исключением являются природоохранные зоны, которые не отчуждаются для государственных и муниципальных нужд. Но, как и в любом правиле, в законе также бывают исключения. Неслучайно ходатайство рассматривается сразу в нескольких инстанциях для принятия наиболее грамотного с точки зрения землепользования решения.

Документы для ходатайства

Вместе с заявлением, ходатайствующее лицо подает пакет документов. Как правило, они подтверждают намерения об изъятии земли.

Перечень документов, подаваемых вместе с ходатайством:

  • копия паспорта или иного документа удостоверения личности;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие статус заявителя от лица правительственного субъекта;
  • копия решения о необходимости задействовать изымаемую территорию на государственные или муниципальные нужды;
  • справка из Единого Государственного Реестра Прав (в некоторых случаях может понадобиться выписка из ЕГРЮЛ);
  • иные документы, которые могут потребоваться для регистрации.

В случае увеличения или изменения размеров территории, в список документов должно войти решение о межевании земельного участка. Это необходимо для утверждения точных границ надела с целью внесения земли в кадастровый список. Документы подаются по месту регистрации земельного надела.

Процедура подачи и рассмотрения ходатайства

Особенности рассмотрения поступающих заявлений накладывают свой отпечаток на процедуру принятия или отклонения ходатайства. В некоторых случаях решение откладывается на неопределенный срок.

Причины могут быть следующими:

  • отсутствие ведомственных полномочий по рассмотрению ходатайств с указанными в нем целями;
  • нехватка документов (например, межевания или вариантов застройки отчуждаемой территории);
  • ходатайство не отвечает установленным законом формам составления документов подобного рода.

Отклонение в рассмотрении ходатайства означает возвращение заявления для внесения поправок. Вместе с неправильно составленным ходатайством, земельное ведомство возвращает и приложенный список документов, даже если он соответствует всем нормам.

Срок рассмотрения ходатайства составляет 30 рабочих дней с момента подачи заявления. В течение указанного периода, ведомство производит процедуру утверждения ходатайства:

  • Установление собственника земельного участника – направление запроса в регистрирующий орган по месту нахождения надела.
  • Одобрение ходатайства и прописанных в нем целей по изъятию земли на нужды государства.
  • Оформление и отправка окончательного решения на сайт земельного ведомства. При необходимости, сведения об отчуждении территории публикуются в СМИ.

В случае невозможности произвести изъятие земельного участка, ведомство отклоняет ходатайство и направляет официальный отказ.

Условия для отказа в удовлетворении ходатайства

Направляя отказ, уполномоченный орган указывает причины такого решения. Исходя из практики, основаниями для отказа могут выступать:

  • нарушение процедуры и условий отчуждения земельного надела;
  • несоблюдение правил землепользования;
  • отсутствие оснований для изъятия земли под нужды государства или муниципалитетов;
  • некорректность межевой схемы и порядка застройки территории;
  • иные причины, отраженные в ЗК РФ и вспомогательных нормативно-правовых положениях.

Указанные причины служат веским основанием для окончательного отказа в изъятии земельного надела. Так, если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных оснований для отказа, ходатайствующий субъект не вправе направлять повторное прошение.

В заключение, хотелось бы отметить, что изъятие земельного надела сопровождается компенсацией собственнику участка земли. При определении стоимости, учитывается кадастровая или рыночная цена отчуждаемой территории.

Все статьи
Землеустройство