Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Земельное право – совокупность правовых сводов, которые регулируют весь процесс использования, охраны земель распределения участков. Так как земля является важнейшим природным ресурсом, который не подлежит восстановлению, существует множество законодательных актов, регулирующих ее деление и использование.
Земля, как ресурс, является необходимым условием для жизни человека, а также важным фактором осуществления трудового процесса. Земля – главное средство в сельском, лесном и фермерском хозяйстве, это поверхность для пространственно-территориального размещения объектов разного производственного и жилищного назначения.
Юридически можно рассматривать понятие земельного ресурса как основы любой производственной деятельности, а также в качестве объекта различных прав, кроме того, это объект охраны окружающей среды. Все вопросы и отношения, связанные с данным ресурсом и его использованием, охраной, улучшением плодородности, а также основы гражданских прав на землю называются земельными отношениями.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ от 1991 года, главнейшего свода норм, Гражданского кодекса РФ, а также Конституции Российской Федерации и свода федеральных законов. В соответствии с действующим законодательством, земля выступает главным объектом гражданских прав. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, недвижимым имуществом также можно назвать участки недр земли.
По отношению к любому земельному участку, главным правом является право собственности. Понятие права собственности включает в себя такие составляющие как право владения, распоряжения и пользования. То есть, лица, которые обладают правом собственности на земельный участок, могут дарить его, сдавать во временное пользование или продавать, если это не запрещено законом и не наносит вреда окружающей среде.
Совокупность нормативных актов составляет земельное законодательство РФ. Основы отношений регулируются такими актами как:
Другие нормы для регулировки такого вида отношений содержатся в нормативных актах, которые регулируют отношения других, смежных сфер – водном и лесном кодексах РФ. В настоящее время нормы законодательства требуют обновления, так как система источников земельного права несколько устарела. Реформы в аграрной сфере проводятся постоянно, поэтому и основные понятия требуют обновления. В скором времени должен быть принят новый Земельный кодекс.
Правовое регулирование земельных отношений является вынужденной мерой, ее необходимость объясняется многофункциональностью и важностью земельного ресурса. Государственное регулирование земельных отношений направлено на обеспечение правильного и эффективного использования земли, что очень важно в связи с ее незаменимостью. Этот процесс также предусматривает составление правил и норм владения и распоряжения участками.
Нормы регулирования таких отношений делятся на 2 основных вида:
Государственное регулирование земельных отношений преследует такие цели как обеспечить общественные потребности, а также приоритеты развития, защитить окружающую среду и не допустить негативного влияния на экологию, защитить природные ресурсы от нерационального использования. Нормы регулирования также должны обеспечивать рациональное использование земли – это основная цель таких отношений.
Нормативно-правовое регулирование делится на общее и отраслевое. Понятие общего подразумевает осуществления распределений участков и ресурсов органами общей и специальной комплектации, оно распространяется на все категории земли. Включает в себя взаимодействие со всеми субъектами земельных отношений.
Вопросы отраслевого регулирования включают в себя взаимодействие со всеми предприятиями, которым предоставлены земли для использования. Отраслевое правовое регулирование земельных отношений осуществляется различными комитетами и федеральными службами определенной сферы деятельности.
Основы земельного законодательство нацелены на правильное и разумное использование важнейшего ресурса. Земля как ресурс не подлежит восстановлению и участвует в любой сфере жизни и профессиональной деятельности человека, поэтому и существуют нормы ее использования.
Можно выделить такие основы и принципы земельного законодательства:
Особенности правового регулирования земельных отношений подразумевают функции, которые прописаны в Конституции или Земельном кодексе. Функции отличаются между собой субъектом местом, значением, последствиями и основным субъектом осуществления.
Субъектами могут выступать государство, его отдельные части, а также органы местного самоуправления, в этом случае осуществляется муниципальное регулирование. Главными функциями регулирования можно назвать такие как планирование и прогнозирование распределения земель, сам процесс распределения участков, деление их на зоны, землеустройство, ведение государственного кадастра, организация использования земель, решение любых конфликтов и споров.
Функции регулирования также можно разделить на 5 видов: охранная, учетная, распределительная, контрольная и рационального использования. Понятие правовой деятельности держится на перечисленных функциях, именно они определяют весь процесс регулирования. За их выполнением следят целые государственные службы, так как сегодня вопрос правильного и целесообразного использования такого ресурса стоит очень остро.
Понятие земельного ресурса достаточно емкое, все его особенности и нормы регулирования прописаны в законодательстве. Основы нормативных документов позволяют решить любые земельные проблемы и вопросы.
Государственное регулирование земельных отношений – это основа полноценного развития страны, так как от правильного распределения и использования участков зависит не только полноценная жизнь человека, но и все производственные процессы, и, как следствие, нормальное существование государства в целом.