ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Правовое регулирование земельных отношений

Нормы правового регулирования земельных отношений

Земельное право – совокупность правовых сводов, которые регулируют весь процесс использования, охраны земель распределения участков. Так как земля является важнейшим природным ресурсом, который не подлежит восстановлению, существует множество законодательных актов, регулирующих ее деление и использование.

Земля, как ресурс, является необходимым условием для жизни человека, а также важным фактором осуществления трудового процесса. Земля – главное средство в сельском, лесном и фермерском хозяйстве, это поверхность для пространственно-территориального размещения объектов разного производственного и жилищного назначения.

Юридически можно рассматривать понятие земельного ресурса как основы любой производственной деятельности, а также в качестве объекта различных прав, кроме того, это объект охраны окружающей среды. Все вопросы и отношения, связанные с данным ресурсом и его использованием, охраной, улучшением плодородности, а также основы гражданских прав на землю называются земельными отношениями.

Законодательная база земельных отношений

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ от 1991 года, главнейшего свода норм, Гражданского кодекса РФ, а также Конституции Российской Федерации и свода федеральных законов. В соответствии с действующим законодательством, земля выступает главным объектом гражданских прав. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, недвижимым имуществом также можно назвать участки недр земли.

По отношению к любому земельному участку, главным правом является право собственности. Понятие права собственности включает в себя такие составляющие как право владения, распоряжения и пользования. То есть, лица, которые обладают правом собственности на земельный участок, могут дарить его, сдавать во временное пользование или продавать, если это не запрещено законом и не наносит вреда окружающей среде.

Совокупность нормативных актов составляет земельное законодательство РФ. Основы отношений регулируются такими актами как:

  • Закон о мелиорации земель.
  • Закон о государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственных земель.
  • Акт о плате за землю от 1991 года.
  • Указы президента о регулировании земельных отношений и внедрении аграрной реформы от 1993 года.

Другие нормы для регулировки такого вида отношений содержатся в нормативных актах, которые регулируют отношения других, смежных сфер – водном и лесном кодексах РФ. В настоящее время нормы законодательства требуют обновления, так как система источников земельного права несколько устарела. Реформы в аграрной сфере проводятся постоянно, поэтому и основные понятия требуют обновления. В скором времени должен быть принят новый Земельный кодекс. 

Государственное регулирование земельных отношений – виды и тонкости

Правовое регулирование земельных отношений является вынужденной мерой, ее необходимость объясняется многофункциональностью и важностью земельного ресурса. Государственное регулирование земельных отношений направлено на обеспечение правильного и эффективного использования земли, что очень важно в связи с ее незаменимостью. Этот процесс также предусматривает составление правил и норм владения и распоряжения участками.

Нормы регулирования таких отношений делятся на 2 основных вида:

  • Первый вид подразумевает регулирование земельных отношений государством, выступающим в качестве суверена. Сюда же можно отнести муниципальное регулирование. Государство обладает верховенством по отношению ко всем участкам, независимо от формы собственности. При таком регулировании возможно применение таких методов как власть и подчинение, путем применения нормативных атак.
  • Второй тип – хозяйственное нормативно-правовое регулирование. В этом случае, государственные органы действуют по принципу хозяйственных субъектов, предоставляя участки юридическим и физическим лицам. Хозяйственные органы ведут учет, оценку и охрану земель. Их задачей является не только правильное распределение ресурсов, но и обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития, а также обеспечение безопасности окружающей среды.

Государственное регулирование земельных отношений преследует такие цели как обеспечить общественные потребности, а также приоритеты развития, защитить окружающую среду и не допустить негативного влияния на экологию, защитить природные ресурсы от нерационального использования. Нормы регулирования также должны обеспечивать рациональное использование земли – это основная цель таких отношений.

Нормативно-правовое регулирование делится на общее и отраслевое. Понятие общего подразумевает осуществления распределений участков и ресурсов органами общей и специальной комплектации, оно распространяется на все категории земли. Включает в себя взаимодействие со всеми субъектами земельных отношений.

Вопросы отраслевого регулирования включают в себя взаимодействие со всеми предприятиями, которым предоставлены земли для использования. Отраслевое правовое регулирование земельных отношений осуществляется различными комитетами и федеральными службами определенной сферы деятельности.

Принципы земельного законодательства

Основы земельного законодательство нацелены на правильное и разумное использование важнейшего ресурса. Земля как ресурс не подлежит восстановлению и участвует в любой сфере жизни и профессиональной деятельности человека, поэтому и существуют нормы ее использования.

Можно выделить такие основы и принципы земельного законодательства:

  • Земля – основной ресурс для жизни человека. В соответствии с этим принципом, гражданско-правовое регулирование земельно-имущественных отношений осуществляется с учетом земли как природного объекта, недвижимого имущества и средства жизнедеятельности.
  • Нормы регулирования подразумевают такие приоритеты как охрана земли, экологии и здоровья человека. Это второй важный принцип, в соответствии с ним, владение и пользование землей осуществляется без вреда для окружающей среды.
  • Пользование земельными участками платное, за редким случаем, предусмотренным законодательством.
  • Особо ценные участки лесного или сельскохозяйственного фонда не могут быть использованы для сторонних целей, например, строительства.
  • Правовые нормы подразумевают деление земель на категории. Деление осуществляется в соответствии с законодательством и зонированием.

Функции государственного регулирования

Особенности правового регулирования земельных отношений подразумевают функции, которые прописаны в Конституции или Земельном кодексе. Функции отличаются между собой субъектом местом, значением, последствиями и основным субъектом осуществления.

Субъектами могут выступать государство, его отдельные части, а также органы местного самоуправления, в этом случае осуществляется муниципальное регулирование. Главными функциями регулирования можно назвать такие как планирование и прогнозирование распределения земель, сам процесс распределения участков, деление их на зоны, землеустройство, ведение государственного кадастра, организация использования земель, решение любых конфликтов и споров.

Функции регулирования также можно разделить на 5 видов: охранная, учетная, распределительная, контрольная и рационального использования. Понятие правовой деятельности держится на перечисленных функциях, именно они определяют весь процесс регулирования. За их выполнением следят целые государственные службы, так как сегодня вопрос правильного и целесообразного использования такого ресурса стоит очень остро.

Понятие земельного ресурса достаточно емкое, все его особенности и нормы регулирования прописаны в законодательстве. Основы нормативных документов позволяют решить любые земельные проблемы и вопросы.

Государственное регулирование земельных отношений – это основа полноценного развития страны, так как от правильного распределения и использования участков зависит не только полноценная жизнь человека, но и все производственные процессы, и, как следствие, нормальное существование государства в целом.

Все статьи
Землеустройство