Перераспределение земельных участков
Перераспределение земельных участков затрагивает федеральную, муниципальную и частную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основное требование к перераспределяемым участкам – нахождение в собственности. Неприватизированные или общие земельные территории не могут быть объектами перераспределения ввиду установленного законом регламента.
Основания для проведения перераспределения участка
Рассматривая основания для перераспределения земель, следует заострить внимание на общности критериев для государственной, муниципальной и частной форм собственности.
Ст. 39.28 Земельного кодекса РФ устанавливает, что перераспределение наделов осуществляется в случае:
- проведения межевания и создания земельных границ в соответствии с принципами землеустройства;
- исключения резкого вхождения одной территории в другую или в случае необходимости сгладить резко выступающие угловые отрезки земли;
- соответствия минимальным и максимальным рамкам размеров земельных участков;
- необходимости перераспределить государственную и муниципальную собственность на хозяйственные или иные нужды;
- оформления наиболее приемлемых условий для землепользования со стороны двух и более субъектов земельных правоотношений;
- обеспечения общегосударственного строительства в целях бытового улучшения жизни населения (прокладка магистралей, путей сообщения, обводнение карьеров, строительство дамб, жилых домов и др.).
Закон определяет составление обязательного проекта перераспределения земель с включением межевого дела, кадастровых показателей и соглашения между сторонами. В договор вносятся важнейшие условия по перераспределению земли. В частности, речь может идти о плате за перераспределение, если невозможно выделить долю собственнику в натуральном виде.
Требования к участкам, подлежащим перераспределению
В процессе подготовки к перераспределению земель, следует учесть требования, предъявляемые к земельным наделам. Обязательные условия, которыми должна обладать перераспределяемая земля, закреплены в статьях ЗК РФ и ряде федеральных актов:
- Общность границ. Участвующие в сделке участки, должны иметь общие границы и располагаться по соседству друг с другом.
- Проведение межевания. Межевание позволяет определить точные границы земельных наделов и поставить красные линии для удобства пользования землей.
- Засечки перераспределения. Устанавливаются непосредственно на территории, а их точность должна совпадать со стандартами земельных нормативов.
- Категория земель. Перераспределению подлежат лишь те земли, которые имеют одинаковую категорию (например, сельскохозяйственные угодья) и эксплуатируются согласно целевому принципу.
- Общность территории. Процедура доступна в отношении земель, располагающихся в пределах одного муниципального образования. Это значительно облегчает межевание и дает широкие возможности для регистрации земель.
- Прокладка дорог. Подлежащие перераспределению участки должны находиться в свободном доступе для собственника, а пути подъезда к территории пролегать через земли общего пользования.
Заключение соглашения о перераспределении земельных участков
Правовые рамки вопроса требуют заключения соглашения о сделке. Перераспределение земельных участков – это юридическая процедура, поэтому в ней участвуют два субъекта, одним из которых выступает собственник земли, а вторым – заинтересованное в перераспределении лицо.
Владельцами земли могут быть не только государство и муниципалитеты, но и частные лица. Соглашение оформляется после властного распоряжения государственного органа, в котором тот изъявляет желание осуществить процедуру. Договор между субъектами – это своего рода согласие на проведение сделки.
Структура соглашения должна состоять из следующего перечня информации:
- ФИО и контактные данные уполномоченных лиц (например, органов государственной власти или муниципалитетов);
- сведения о землях, подлежащих перераспределению по заявлению одной из сторон;
- правовые особенности обеих сторон соглашения;
- регламент проведения сделки и правовые обязательства участников;
- данные о плате за расходы или по компенсации за участок;
- информация об использовании новообразованной территории.
В соглашение включаются сведения о проведении межевания и о месте расположения земельного надела.
Регламент проведения перераспределения участков
Говоря о проведении операции, нельзя не заметить, что перераспределение земельных участков требует обязательной регистрации в Росреестре. В противном случае, сделка признается ничтожной.
Порядок перераспределения земли состоит из следующих этапов:
- Землеустроительная оценка. Межевание и геодезическая проверка существующих границ участка. Установка так называемых межевых точек с параллельной фиксацией поворотных знаков.
- Кадастровая оценка. На основе данных полевых работ, земельный надел получает межевое дело. Далее следует создание кадастрового паспорта (техническая информация о территории) и снятие старого участка с учета.
- Регистрация. Кадастровый план служит основанием для успешного проведения перераспределения. Участники договора составляют письменное соглашение, куда включаются все собранные в ходе работы документы. Папка с материалами земельного дела направляется в Росреестр для оформления.
С момента выдачи соответственного свидетельства и кадастрового паспорта, перераспределение земельных участков считается официально завершенным. Стороны приступают к исполнению обязательств в соответствии с полученными правами.
Особенности получения наделов из фонда перераспределения земель
Отдельно следует заострить внимание на выделении наделов из фонда перераспределения земель. Это своего рода хранилище земельных территорий, формирование и передача которых регулируется ст. 80 ЗК РФ.
Основные характеристики фонда перераспределения земель:
- Назначение фонда состоит в формировании участков, предназначенных для ведения сельского хозяйства, огородничества и садоводства. Территории получают статус земельных угодий и включают в свой состав наиболее пригодные для обработки наделы.
- Формирование фонда перераспределения земель осуществляется по следующим направлениям:
- В случае добровольного отказа от с/х надела со стороны физического или юридического лица.
- В случае непринятия или отказа от наследства, отсутствия наследников или завещание земельной территории государству. В конечном итоге, нераспределенное наследство в виде земли поступает на баланс фонда.
- В случае изъятия земельного участка в принудительной форме (например, у совершившего преступление лица).
- Эксплуатация земель из фонда перераспределения регулируется ст. 78 ЗК РФ и рядом федеральных актов.
При отказе в предоставлении земель из фонда, уполномоченный орган направляет официальную бумагу с указанием причин такого решения. В остальном, перераспределение осуществляется по общедоступной форме.