ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Земли транспорта

Классификация земель, которая может быть использована промышленностью, приводится в статье 90 Земельного Кодекса. На сегодня существует 8 основных категорий участков, которые составляют земли транспорта:

  • Территория автомобильного транспорта;
  • Зона железнодорожного транспорта;
  • Территория дорожного хозяйства;
  • Зона морского транспорта;
  • Территория речного (водного) транспорта;
  • Зона авиационного транспорта;
  • Территория трубопроводного транспорта;
  • Зона городского электротранспорта.

Если участок земли подходит под понятие земель транспорта, это значит, что территория может быть предоставлена предприятиям промышленного сектора в целях обеспечения надлежащих эксплуатации, реконструкции и дальнейшего развития транспортных сетей РФ. Определение размеров, состава и порядка использования участков, которые находятся в оперативном управлении предприятий, осуществляется по действующим нормативам и разработанной технической документацией.

Учреждения, которые отвечают за размещение и эксплуатацию транспортных объектов, должны:

  • Учитывать особенности вверенной местности и организовывать рациональное использование земельных участков;
  • Соблюдать границы охранных зон, в том числе не нарушать интересы соседствующих предприятий (арендаторов);
  • Принимать меры по защите и охране вверенных участков водных, лесных и земельных ресурсов. Следить за состоянием вверенного природного ландшафта.

Ответственность за надлежащую и рациональную эксплуатацию земель, отданных под транспортные сети, возлагается непосредственно на руководителей предприятий и учреждений, которые занимаются размещением объектов на указанных территориях.

Земли транспорта железнодорожного

Состав территорий, которые могут использоваться или планироваться к эксплуатации железнодорожным транспортом, определен в Федеральном Законе РФ 17 2003 года. К таким землям относятся полосы отвода, - участки, которые непосредственно прилегают к путям железных дорог. На них размещаются объекты инфраструктуры: станции, водоотводные устройства, линии связи и электроснабжения, другие производственные здания.

Правовой режим земель транспорта подразумевает выделение специальных охранных зон, к которым относятся прилегающие с обеих сторон отвода территории. В пределах границ таких зон регламентируется особый режим эксплуатации земельных участков. Целью особого режима является сохранение целостности и обеспечение объектов инфраструктуры железных дорог, которые находятся в неустойчивых зонах (подвижна почва, заносы).

Земли железнодорожного транспорта, на которых размещаются объекты федеральных средств сообщений, запрещается вводить в состав уставного капитала хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы определить состав ограниченного в обороте имущества, используют следующие определения:

  • Магистральные линии железных российских дорог, на которых располагаются устройства сигнализации и энергоснабжения, всех видов связи, обеспечивающих управленческие и технологические процессы. Правовой режим земель железнодорожного транспорта устанавливает взаимодействие специальных объектов между собой для обеспечения безопасности земель и дорожного движения;
  • Линии железных дорог с низкой интенсивностью движения, которые входят в состав оборонного комплекса;
  • Правовой режим земель транспорта распространяется на законсервированные объекты, использовании которых определяется планами мобилизации;
  • Подвижной состав железнодорожных веток специального назначения;
  • Объекты инфраструктуры, предназначенной для осуществления аварийно-спасательных работ.

Для того, чтобы получить земли железнодорожного транспорта в оперативное управление, необходимо согласовать размещение объектов и предоставить детальный план расположения зданий и сооружений на участке железной дороги.

Земли автомобильного транспорта – особенности эксплуатации

Использование участков природного ландшафта под строительство дорог для автомобильного транспорта может происходить по следующим направлениям:

  • Размещение полос для движения автомобилей, а также конструктивных элементов и специальных сооружений;
  • Расширение зоны автомобильных земель может осуществляется для возведения объектов инфраструктуры, таких как вокзалы, станции, объекты дорожного хозяйства. В состав инфраструктуры включаются и подземные объекты;
  • К территории, занятой автомобильными землями, причисляют полосы отвода.

Стоит отметить, что автомобильные полосы имеют четкие границы. Для этого они разделяются на виды (категории). Например, ширина придорожной полосы дорог категорий 4 и 3 составит 50 метров. Если это автодорога 1 или 2 категории, ширина полосы будет должна составлять 75 метров.

Особенности, которые учитывают при строительстве объектов в зоне придорожных полос:

  • Здания и сооружения не должны ухудшать видимость и не создавать помехи во время движения;
  • Место строительства объектов выбирается так, чтобы оставалась возможность проведения реконструкции;
  • Запрещается проектировать, размещать или возводить объекты с нарушением норм безопасности движения или экологической безопасности.

Земли морского (водного) транспорта – особенности эксплуатации

В состав территорий, предназначенных под использование водными видами транспорта, включаются зоны морских портов, причалов, речных вокзалов, а также сооружения инфраструктуры этих объектов (средства навигации, базы и ремонтные мастерские, судоремонтные заводы и радиоцентры). Правовой режим земель водного транспорта подразумевает обязательное согласование с административным аппаратом портов строительства неспециализированных объектов вблизи объектов морской инфраструктуры.

Для того, чтобы определить виды морского (водного) транспорта, занятого в грузопассажирских перевозках, пользуются положениями статьи 259-ФЗ 2007 года Закона «О транспорте». К числу средств передвижения следует относить ремонтные заводы, промышленные и снабженческие предприятия водного хозяйства, а также научно-исследовательские центры независимо от их форм собственности.

Правовой режим земель воздушного транспорта

К составу земель воздушного транспорта относятся территории (зоны), входящие в состав инфраструктуры организаций, занятых эксплуатацией воздушного транспорта. На таких участках располагаются следующие здания и сооружения:

  • Аэропорты, аэродромы, полосы для взлета и другие объекты, без которых невозможна эксплуатация, строительство или содержание объектов авиации;
  • Станции вертолетов. Сюда же следует относить территорию, выделяемую под служебные потребности;
  • Заводы по ремонту воздушных судов, базы материально-технического обеспечения;
  • Объекты культурного досуга.

Главной особенностью регламента безопасности следования воздушных судов является охранное зонирование приаэродромных территорий, - удаление на 10 км, 30 км и 75 км от контрольной точки аэродрома соответственно. В пределах указанных территорий ограничивается деятельность других хозяйствующих субъектов.

Все статьи
Землеустройство