ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Земли обороны и безопасности

Обеспечение государственной безопасности – это одна из важнейших функций сохранения мира и поддержания спокойной обстановки в стране и за ее пределами. Неслучайно, важной основой Земельного Кодекса РФ является выделение земли обороны и безопасности для выполнения воинских задач на территории России. Понятие и особенности данной категории земель имеют некоторые отличия от иных наделов.

Понятие земель обороны безопасности

Российское законодательство определяет понятие оборонных земель по статье 93 ЗК РФ. Там же устанавливаются и особенности правового режима представленных наделов.

Землями обороны и безопасности считаются территории, находящиеся в распоряжении Вооруженных Сил (ВС) РФ, составов воинских формирований, местных частей и вспомогательных ведомств, отвечающих за охрану государственных границ. Указанные земли являются тем пространством, на котором происходит соблюдение интересов нашей страны, а также защита целостности и неделимости границ государства.

Территории обороны и безопасности могут содержать комплексы активной обороны, узловые части связи и информационные базы по защите муниципальной собственности регионов России.

Ответственность за правовой режим территорий несут соответствующие ведомства. Правоотношения и понятие закрепляются в статьях Конституции и ЗК РФ. По законодательным актам, полномочиями за контролем земель особого назначения наделены члены Правительства РФ.

Состав земель обороны безопасности

Рассматривая состав земель обороны безопасности, следует заострить внимание на целевом использовании территорий. Исходя из задач ВС РФ по поддержанию обороны страны, земли могут эксплуатироваться в следующих случаях:

  • создание военной инфраструктуры, призванной обеспечить ресурсы ВС РФ и военных ведомств обороны;
  • подготовка существующих вооруженных кадров с целью поддержания уровня обороны и безопасности;
  • введение в строй военной техники, включая объекты космического аппарата;
  • ремонт военной спецтехники и поддержание работоспособности узлов связи;
  • проведение испытаний с боеприпасами и химическим оружием, а также своевременное захоронение отходов;
  • упорядоченность и сохранение государственного резерва для военных и иных нужд российской армии.

Оборонные земли выполняют функции поддержания и обеспечения неприкосновенности границ государства. В частности, речь идет о создании геополитических рамок во избежание нарушения целостности границ и всего государства. Земли обороны и безопасности не отчуждаются у владельцев. Территории отдают в неограниченное пользование силовым ведомствам и частям.

Для обеспечения неделимости территории, оборонные земли включают в свой состав:

  • сооружения инженерного и технологического назначения;
  • строения заградительного типа;
  • пункты пропуска населения;
  • просеки;
  • отличительные знаки пограничных застав;
  • иные сооружения для нужд обеспечения безопасности границ.

Земли обороны и безопасности должны использоваться в сугубо отведенных для этого целях. Нарушение установленных законом положений об использовании территории влечет за собой наложение штрафа. Ответственность за обеспечение правопорядка несет собственник.

Особенности правового режима земель обороны и безопасности

Особенности правового задействования площадей, отведенных под оборону и безопасность, предполагают отчуждение земель в случае военной опасности или ЧС.

Ст. 51 Земельного Кодекса РФ гласит, что оборонные земли могут отчуждаться лишь на время указанных обстоятельств, а в случае разрешения военных ситуаций, территории обязаны быть возвращены владельцам с компенсацией за отчуждение.

На основе п. 4 ст. 93 ЗК РФ, можно заметить, что земли, используемые в качестве площадок для создания, размещения, хранения и утилизации сырья химического оружия, должны располагаться в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО). Наделы эксплуатируются по праву неограниченного пользования и оформляются под ответственность военных ведомств. В некоторых случаях земли обороны и безопасности могут переходить по договору аренды. Решение о присвоении территории статуса режимного объекта принимается исполнительными органами Российской Федерации. Согласованные Правительством принципы оформляются в форме распоряжений или законодательных актов.

Ответственные военные ведомства несут обязанности по сохранению и целевому использованию оборонных земель. На время размещения воинских частей или объектов инженерно-технологического назначения, территории могут быть разделены с населением близлежащих поселений. В частности, речь идет о таком понятии, как выделение земельных участков под дачную застройку и нужды сельского хозяйства.

Земли обороны и безопасности используются строго по целевому назначению в рамках поддержания целостности государственных границ. Во время отсутствия эксплуатации земель данной категории, они могут быть переданы гражданским государственным органам или муниципалитетам. Решение согласовывается на уровне ведомств, ответственных за использование территорий.

Правовой режим земель обороны и безопасности

Соответствие правовому режиму оборонных земель связано с обеспечением целевой эксплуатации территорий, которая не может быть связана с целями, не предусмотренными законом для указанных категорий наделов.

Земли обороны и безопасности включают в себя:

  • Запретные зоны внешнего типа. Понятие правового свойства указанных объектов запрещает осуществлять строительство, топографию, прокладку связи и других операций.
  • Запретные зоны внутреннего типа. Объектные части отличаются строгими военными правилами, которые предполагают запрет прохода или проезда по указанным территориям.

Правовой режим земель обороны и безопасности закрытого типа (ЗАТО) включен в ФЗ «Об обороне», который закрепляет территории за федеральной собственностью. Согласно закону, наземные и водные объекты находятся в ведении ВС РФ, а также могут использоваться при военном положении и ЧС.

Эксплуатация входящих в ЗАТО земель находится в ведении уполномоченных на то государственных органов. Высший контроль за целевым использованием отведен исполнительным органам власти, а именно Правительству.

Границы ЗАТО отличаются от территорий расположения субъектов Российской Федерации. Законодатель установил, что особенности данных территорий закрепляют право использования объектов по нуждам РФ для обеспечения безопасности в пределах границ государства.

Ситуация видится схожей с режимными объектами, когда при ЧС или военном положении, указанные территории могут изыматься у собственников. Полномочия об отчуждении земель обороны и безопасности подпадают под категорию закона о реквизиции в рамках исполнения целевого назначения государственной важности. Изъятие на время военного или чрезвычайного положения не означает, что собственник лишится земли. Закон устанавливает, что участок должен быть возвращен, а в случае невозможности заменен другой территорией или компенсирован в денежной валюте.

Все статьи
Землеустройство