Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
В отношении земли, относящейся к охраняемому природному фонду, используется особый правовой режим. Порядок использования и обращения с ресурсами определяется нормативными актами министерств и ведомств, распоряжениями органов местного самоуправления и федеральными законами. Нахождение земли природоохранного назначения в особом правовом поле означает ограничение или полный запрет видов деятельности, которые являются несовместимыми с основной функцией природного уголка. На этой территории запрещается изъятие или выкуп земельных участков.
К составу земель, находящихся под государственной защитой, относится территория, которая имеет значение культурного, рекреационного или оздоровительного наследия. Согласно нормативным документам, такие участки природного ландшафта исключаются из использования в хозяйственных целях (предпринимательства), а также они не могут являться объектом традиционных юридических сделок (купля-продажа, дарение).
Согласно земельному кодексу земли природоохранного назначения включают в себя:
Управление лесным фондом Российской Федерации осуществляется Правительством, органами исполнительной власти и местного самоуправления. К числу защитных структур относится федеральное подразделение управления лесным хозяйством. В отличие от традиционных методов, за этими органами закрепляется обязанность организации работы по следующим направлениям:
Особое место в организации охраны и защиты лесного массива отводится охранению от пожаров. В связи с этим статьей 94 Лесного кодекса предусматривается особый свод правил, которые относятся к пользователям леса. К числу таких требований относятся обязанность по оснащению рабочих команд средствами пожаротушения и ответственность физических и юридических лиц за нарушение утвержденных требований по охране массива.
Защита лесов традиционно включает в себя мероприятия по уменьшению популяции вредителей и борьба с болезнями деревьев. В качестве предупредительных мер используются визуальные обследования и организация работ по устранению очагов инфекций и применение средств борьбы с вредителями.
Согласно статье 97 Земельного кодекса, на территориях земель, входящих в состав охраняемых, допускается хозяйственная деятельность (с ограничениями). Если указанные участки выделены в использование юридических лиц, за последними закрепляется обязанность по обозначению границ такой территории специальными знаками.
Участки, которые относятся к традиционным местам проживания или ведения хозяйства коренными малочисленными народами РФ или общностей, могут быть отнесены к категории объектов традиционного природопользования. Порядок использования таких территорий будет определяться федеральным законодательством, а границы, соответственно, Правительством РФ.
Вне зависимости от факторов, согласно которым территория земель относится к категории охраняемого природопользования (занятая малочисленными народами в районах крайнего севра или относится к участкам государственных заказников), в отношении указанных участков природных ландшафтов действует особый правовой режим.
Порядок использования и защиты охраняемых государством земель ставит своей целью оградить ценные для человечества природные ресурсы (места нерестилища рыб или лесные массивы редких пород) от неразумного действия человека. Правовой режим включает в себя разработку нормативов и правил, обозначение границ особого природопользования на местности и ответственность за нарушение безопасности охраняемых природных комплексов.
В основе особого правового режима, который распространяется на территории, где проживают малочисленные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири, заложен принцип исторически сложившегося нерасточительного подхода к природопользованию. Традиционные способы использования природных объектов подразумевают разумное и не истощительное пользование растительным и животным миром.
Наделение правом использования малочисленными народами образует совокупность норм, которые регулируют эксплуатацию природных ресурсов. В зависимости от типа объекта природы в экологическом праве выделяют следующие нормы:
В правилах пользования природными ресурсами по традициям и без таковых существенно отличаются. В связи с этим разработка нормативов и правил основывается на результатах анализа и существующей практике.