Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам
Государство, устанавливая правовые положения, связанные с порядком землепользования, защитой и охраной земель, должно принимать правильные управленческие решения. Их эффективность зависит от наличия верных данных о состоянии земель, модификациях, происходящих в них. Ключом к получению этой информации выступает государственный мониторинг земель. Его проведение не зависит от назначения земель. Контроль проводится с решением определенных задач, всеобщего и локального характера.
Государственный мониторинг земель проводиться с целью контроля над их состоянием для своевременного выявления, пресечения изменений, а также отрицательных моментов, происходящих в них. В понятие - государственный мониторинг земель входит исследовательская работа с использованием технических средств контроля над состоянием земель, исследований почв, измерений их биологической составляющей, физического состояния.
Мониторинг является мерой предупредительного и последующего надзора. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель определяет, что эту процедуру уполномочены осуществлять органы управления земельным фондом, работающие в этом направлении от имени государства. Механизм и содержание контроля устанавливает высший орган, относящийся к исполнительной ветви власти: Правительство РФ. Оно определяет основные понятия мониторинга.
Положение о мониторинге земель было ратифицировано высшим органом исполнительной ветви власти в 2002 году под №846. В соответствии с положениями, изложенными в документе, понятие мониторинга представляет собой беспрерывный процесс, объединенный с наблюдением за состоянием земель в точном соответствии с видами и целевым назначением. В своем содержании мониторинг основывается на основополагающих понятиях, которыми выступают принципы его проведения. Таким образом, к принципам осуществления этой деятельности выступают:
Государственный мониторинг земель различного назначения является частью общего мониторинга за состоянием экологии, входит во всеобщую систему экологического мониторинга, осуществляется по требованиям федеральных и региональных программ. Роль экологического мониторинга заключается в выявлении динамики процессов, происходящих внутри почв различного назначения, обозначения причин из неблагополучия, принятие научно-обоснованных решений по актуализации законодательства в земельной области, внесению нужных показателей в юридический статус земель, порядок пользования ими.
Мониторинг проводится в пределах суверенитета РФ, в отношении любой земли, вне зависимости от ее назначения и видов собственности, механизма применения. Таким образом, госслужащим закон дает полномочия на проведение замеров, осмотр земли там, где это необходимо, формирование показателей земли. В том числе и показателей в рамках экологического контроля. Владельцы земли не имеют права чинить препятствия действиям уполномоченных органов по формированию показателей земли вне зависимости от ее назначения.
Критериями разделения мониторинга на виды служат цели наблюдения и территориальный признак. В зависимости от этого, мониторинг может быть федеральным, региональным. Предметом мониторинга выступает земельный фонд страны в целостности, вне зависимости от форм собственности участка земли и ее назначения.
В пределах суверенитета РФ проводится государственный мониторинг сельскохозяйственных земель, земель городов, транспорта, связи и т.д. Мониторинг сельскохозяйственных земель входит в часть общего контроля над состоянием земельного фонда. Содержание мониторинга составляет надзор за землей в систематическом порядке, включающий в себя следующие действия специалистов по формированию экологических и иных показателей:
Кроме того, в содержание контроля над землями сельского хозяйства включается анализ показателей:
Граждане РФ вправе получать достоверную информацию, связанную с состоянием земель в стране по имеющимся экологическим показателям. Это положение входит в задачи проведения мониторинга.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель предполагает применение методики, которая подразделяется на виды в зависимости от периодичности проведения контроля:
Информация, которая была получена по данным проведения мониторинга, необходима для вынесения решений по порядку размещения того или иного объекта, назначению видов землепользования, разрешенных законом. Таким образом, данные мониторинга препятствуют использованию землепользования, приводящего к резкой порче земель. Кроме того, мониторинг фиксирует отклонение от порядка разрешенного поведения, предупрждедая и выявляя виновные действия лиц, связанные с загрязнением, заражением, иной деградацией земельных ресурсов.
Виновные действия в этой ситуации служат доказательствами, выступающими основаниями для привлечения правонарушенитей к ответствуенностии. Полученная в процессе мониторинга информация, подлежит систематизации, накоплению, передается на хранение в государственный фонд. Она ежегодно обновляется, обобщается в целях подготовки Государственного доклада о состоянии земель в РФ. Доклад готовится каждый год, эта обязанность возложена на Службу государственного кадастра земель.