ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Порядок перевода земель

Правовые особенности земельного законодательства РФ предполагают распределение земельного фонда по категориям земель. Это необходимо в качестве целевого использования участков в рамках государственных и частных нужд. Процедура закреплена в Земельном кодексе РФ и входит в зону охраны со стороны государства.

Распределение земельного фонда по категориям земель

Принцип целевой эксплуатации земель зафиксирован в ст. 7 ЗК РФ. Государство определяет следующие категории наделов:

  • сельскохозяйственные земли;
  • участки, отводимые под промышленные цели (электроэнергетическое строительство, транспортные и узловые части, информационная деятельность, космическое объекты обеспечение теле– и радиокоммуникаций);
  • земельные территории населенных пунктов;
  • особо охраняемые природные территории (заповедные зоны);
  • земли лесного фонда;
  • масса водного фонда;
  • так называемые земли запаса.

Особо следует отметить, что отнесение земель к категориям играет важное значение для дальнейшего перевода наделов в другие земельные категории. Однако, разрешение на перевод касается лишь:

  • федеральных земель (ответственное лицо – исполнительная власть страны);
  • земель, принадлежащих субъектам РФ (здесь можно отметить земли сельхозназначения);
  • муниципальные земли (ответственность несут муниципальные органы и их представители);
  • земли собственников (принадлежат гражданам):
  • сельскохозяйственные земли под управлением муниципалитетов.

К иным категориям относят земли запаса, которые также подлежат переводу в рамках исполнения целевого принципа.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Законодатель установил, что земли сельхозназначения подлежат эксплуатации с целью выращивания овощей, фруктов и других культур. Поэтому сельскохозяйственные угодья подлежат переводу в другие категории лишь при следующих обстоятельствах:

  • При временном прекращении эксплуатации земли для восстановления плодородия или устранения загрязнения почвы.
  • Во время перевода земли сельхозназначения в категорию особо охраняемых природных объектов или к рекреационным территориям России.
  • Расширение черты оседлости вблизи населенных пунктов.
  • Эксплуатирование с/х земель для промышленных нужд при невозможности строительства промышленных объектов на территории других регионов.
  • Отнесение деградирующих земель в территории лесного или водного фонда с целью их сохранения.
  • Возведение объектов федерального масштаба или исполнение действующих международных договоров с другими странами.
  • Задействование земель сельхозназначения в целях обеспечения обороны и безопасности территорий РФ в связи со сложными геополитическими условиями.
  • Разведка полезных ископаемых и рекультивация сельскохозяйственных земель на общегосударственные нужды.
  • Размещение объектов хозяйственного назначения в целях осуществления бытового и общественного обслуживания.

Таким образом видно, что земли сельхозназначения используются на общегосударственные и муниципальные нужды, а в иных обстоятельствах подлежат эксплуатации по целевому принципу.

Перевод земель особо охраняемых территорий: принципы

В категорию особо охраняемых природных земель относят территории, подлежащие защите со стороны государства от истощения и использования не по целевому принципу. Например, указанная категория состоит из объектов, представляющих историко-культурную ценность для поколений. Сюда же относят и земли рекреации.

Перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при утрате ими рекреационного, особо научного, культурного или исторического смысла. Охранная деятельность закреплена в статьях ЗК РФ и в ряде вспомогательных актов исполнительных структур.

В свою очередь, особо охраняемые земли пополняются землями из других категорий. Происходит это при следующих обстоятельствах:

  • формирование особо охраняемой природной территории в соответствии с актом федерального органа;
  • открытие туристических природных зон для занятия активным отдыхом и физической культурой;
  • предоставление рекреационной зоны для граждан;
  • другие случаи, отмеченные в статьях нормативно-правовых актов.

Контроль за целевым использованием земель поручен Министерству Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации, а также ряду подведомственных агентств.

Перевод земельных участков водного фонда в иные категории

Покрытые водой земли обеспечивают доступ населения к питьевым ресурсам. Перевод земель водного фонда в другие категории возможен:

  • При формировании природоохранной зоны (например, заповедного парка).
  • Расширение черты оседлости населенного пункта городского или сельского типа.
  • Задействование территории в связи со строительством объектов общегосударственного назначения.
  • Естественное или искусственное изменение территориальных рамок водного объекта на основании заключения эксперта в области экологического контроля.

По примеру пополнения земель особо охраняемых природных территорий, в земли водного фонда может быть включена иная земельная масса. На этот счет имеется три основных критерия:

  • перевод земли, занятой водной территорией;
  • задействование земли вблизи водного объекта под строительство гидротехнических сооружений (каналов, дамб, водохранилища и др.);
  • присоединение территорий, разрезанных руслами водоемов (например, рек или морей).

По аналогии с переводом и пополнением земель водного фонда, осуществляется и перевод лесных земель федерального назначения. Собственником природных угодий выступает государство.

Документы на перевод земель

Перед тем, как осуществлять процедуру, следует помнить, что перевод земель лесного фонда и иных земель должен осуществляться двумя субъектами: собственником надела и заинтересованным лицом.

Чтобы перевести земли из одной категории в другую, необходимо подготовить ходатайство, в котором отобразить данные о земельном объекте и указать причины перевода. Вместе с ходатайством прикладывается список:

  • копия паспорта физического лица или выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • землеустроительная документация с обоснованием перевода;
  • кадастровый паспорт земельного объекта с указанием характеристик территории и местоположения участка;
  • справка из ЕГРП о праве распоряжения земельным наделом;
  • заключение из БТИ при наличии на земельном участке объектов жилого назначения;
  • акт независимой экологической экспертизы о состоянии участка, подлежащего переводу в федеральное или местное самоуправление;
  • документ о праве собственности на землю;
  • разрешение на перемещение земли по закону;
  • иные документы, предусмотренные актами при определении земли по целевому принципу.

По завершению сбора всей необходимой документации, дело поступает в ведение уполномоченного органа. Опираясь на предоставленную информацию, он выносит решение на перевод земель лесного фонда в другую категорию. В случае нарушений положения выносится официальная форма отказа.

Проблемы перевода земель: отказ

Ходатайство рассматривается органом государственной власти или органом местного самоуправления. Взвесив все за и против, уполномоченное лицо выносит разрешающий или запрещающий акт.

Согласно закону, срок рассмотрения заявлений о переводе земель составляет 14 рабочих дней. Отказ в переводе сопровождается отображением причины подобного решения.

Основанием для отказа могут послужить следующие нарушения:

  • отсутствие сведений о принадлежности земель;
  • невозможность определить права владельца;
  • не зафиксировано согласие на перевод земель в другую категорию;
  • в документе нет контактных данных обратившегося лица, включая ФИО, обратный адрес, подпись и др.;
  • заявление написано неразборчиво, в связи с чем не подлежит рассмотрению уполномоченным органом;
  • процедура перевода невозможна ввиду ограниченности земель в обороте или в их полном изъятии из кадастрового учета.

Отказ порождает невозможность направления повторного ходатайства. Стороны вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

Все статьи
Землеустройство