Порядок перевода земель
Правовые особенности земельного законодательства РФ предполагают распределение земельного фонда по категориям земель. Это необходимо в качестве целевого использования участков в рамках государственных и частных нужд. Процедура закреплена в Земельном кодексе РФ и входит в зону охраны со стороны государства.
Распределение земельного фонда по категориям земель
Принцип целевой эксплуатации земель зафиксирован в ст. 7 ЗК РФ. Государство определяет следующие категории наделов:
- сельскохозяйственные земли;
- участки, отводимые под промышленные цели (электроэнергетическое строительство, транспортные и узловые части, информационная деятельность, космическое объекты обеспечение теле– и радиокоммуникаций);
- земельные территории населенных пунктов;
- особо охраняемые природные территории (заповедные зоны);
- земли лесного фонда;
- масса водного фонда;
- так называемые земли запаса.
Особо следует отметить, что отнесение земель к категориям играет важное значение для дальнейшего перевода наделов в другие земельные категории. Однако, разрешение на перевод касается лишь:
- федеральных земель (ответственное лицо – исполнительная власть страны);
- земель, принадлежащих субъектам РФ (здесь можно отметить земли сельхозназначения);
- муниципальные земли (ответственность несут муниципальные органы и их представители);
- земли собственников (принадлежат гражданам):
- сельскохозяйственные земли под управлением муниципалитетов.
К иным категориям относят земли запаса, которые также подлежат переводу в рамках исполнения целевого принципа.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения
Законодатель установил, что земли сельхозназначения подлежат эксплуатации с целью выращивания овощей, фруктов и других культур. Поэтому сельскохозяйственные угодья подлежат переводу в другие категории лишь при следующих обстоятельствах:
- При временном прекращении эксплуатации земли для восстановления плодородия или устранения загрязнения почвы.
- Во время перевода земли сельхозназначения в категорию особо охраняемых природных объектов или к рекреационным территориям России.
- Расширение черты оседлости вблизи населенных пунктов.
- Эксплуатирование с/х земель для промышленных нужд при невозможности строительства промышленных объектов на территории других регионов.
- Отнесение деградирующих земель в территории лесного или водного фонда с целью их сохранения.
- Возведение объектов федерального масштаба или исполнение действующих международных договоров с другими странами.
- Задействование земель сельхозназначения в целях обеспечения обороны и безопасности территорий РФ в связи со сложными геополитическими условиями.
- Разведка полезных ископаемых и рекультивация сельскохозяйственных земель на общегосударственные нужды.
- Размещение объектов хозяйственного назначения в целях осуществления бытового и общественного обслуживания.
Таким образом видно, что земли сельхозназначения используются на общегосударственные и муниципальные нужды, а в иных обстоятельствах подлежат эксплуатации по целевому принципу.
Перевод земель особо охраняемых территорий: принципы
В категорию особо охраняемых природных земель относят территории, подлежащие защите со стороны государства от истощения и использования не по целевому принципу. Например, указанная категория состоит из объектов, представляющих историко-культурную ценность для поколений. Сюда же относят и земли рекреации.
Перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при утрате ими рекреационного, особо научного, культурного или исторического смысла. Охранная деятельность закреплена в статьях ЗК РФ и в ряде вспомогательных актов исполнительных структур.
В свою очередь, особо охраняемые земли пополняются землями из других категорий. Происходит это при следующих обстоятельствах:
- формирование особо охраняемой природной территории в соответствии с актом федерального органа;
- открытие туристических природных зон для занятия активным отдыхом и физической культурой;
- предоставление рекреационной зоны для граждан;
- другие случаи, отмеченные в статьях нормативно-правовых актов.
Контроль за целевым использованием земель поручен Министерству Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации, а также ряду подведомственных агентств.
Перевод земельных участков водного фонда в иные категории
Покрытые водой земли обеспечивают доступ населения к питьевым ресурсам. Перевод земель водного фонда в другие категории возможен:
- При формировании природоохранной зоны (например, заповедного парка).
- Расширение черты оседлости населенного пункта городского или сельского типа.
- Задействование территории в связи со строительством объектов общегосударственного назначения.
- Естественное или искусственное изменение территориальных рамок водного объекта на основании заключения эксперта в области экологического контроля.
По примеру пополнения земель особо охраняемых природных территорий, в земли водного фонда может быть включена иная земельная масса. На этот счет имеется три основных критерия:
- перевод земли, занятой водной территорией;
- задействование земли вблизи водного объекта под строительство гидротехнических сооружений (каналов, дамб, водохранилища и др.);
- присоединение территорий, разрезанных руслами водоемов (например, рек или морей).
По аналогии с переводом и пополнением земель водного фонда, осуществляется и перевод лесных земель федерального назначения. Собственником природных угодий выступает государство.
Документы на перевод земель
Перед тем, как осуществлять процедуру, следует помнить, что перевод земель лесного фонда и иных земель должен осуществляться двумя субъектами: собственником надела и заинтересованным лицом.
Чтобы перевести земли из одной категории в другую, необходимо подготовить ходатайство, в котором отобразить данные о земельном объекте и указать причины перевода. Вместе с ходатайством прикладывается список:
- копия паспорта физического лица или выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- землеустроительная документация с обоснованием перевода;
- кадастровый паспорт земельного объекта с указанием характеристик территории и местоположения участка;
- справка из ЕГРП о праве распоряжения земельным наделом;
- заключение из БТИ при наличии на земельном участке объектов жилого назначения;
- акт независимой экологической экспертизы о состоянии участка, подлежащего переводу в федеральное или местное самоуправление;
- документ о праве собственности на землю;
- разрешение на перемещение земли по закону;
- иные документы, предусмотренные актами при определении земли по целевому принципу.
По завершению сбора всей необходимой документации, дело поступает в ведение уполномоченного органа. Опираясь на предоставленную информацию, он выносит решение на перевод земель лесного фонда в другую категорию. В случае нарушений положения выносится официальная форма отказа.
Проблемы перевода земель: отказ
Ходатайство рассматривается органом государственной власти или органом местного самоуправления. Взвесив все за и против, уполномоченное лицо выносит разрешающий или запрещающий акт.
Согласно закону, срок рассмотрения заявлений о переводе земель составляет 14 рабочих дней. Отказ в переводе сопровождается отображением причины подобного решения.
Основанием для отказа могут послужить следующие нарушения:
- отсутствие сведений о принадлежности земель;
- невозможность определить права владельца;
- не зафиксировано согласие на перевод земель в другую категорию;
- в документе нет контактных данных обратившегося лица, включая ФИО, обратный адрес, подпись и др.;
- заявление написано неразборчиво, в связи с чем не подлежит рассмотрению уполномоченным органом;
- процедура перевода невозможна ввиду ограниченности земель в обороте или в их полном изъятии из кадастрового учета.
Отказ порождает невозможность направления повторного ходатайства. Стороны вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.